Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы

Тема 9. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ

1. Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы.

2. Понятие и типы избирательных систем.

3. Основные принципы свободных демократических выборов.

4. Выборы и избирательная система Республики Беларусь.

Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы.

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, многопартийными и однопартийными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

-артикуляция интересов различных социальных групп;

-мирное разрешение конфликта между политическими силами, претендующими на власть;

-легитимация структур власти;

-рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

-политическая социализация и мобилизация граждан.

Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.).

Избирательное право — институт публичного права, совокупность юри­дических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправ­ления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Избирательный ценз - ограничение принципа всеобщности избирательного права.

К основным избирательным цензам относятся:

Ценз оседлости – избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока.

Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.

Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет.

Имущественный ценз – обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, – сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: