Составными частями системы источников избирательного права являются: 1) международно-правовые акты; 2) избирательное законодательство федерального, регионального и муниципального уровней; 3) нормативные правовые акты избирательных комиссий.
В отношении избирательного права, избирательного процесса международным сообществом выработаны критерии демократичности и легитимности выборов, именуемые международными избирательными стандартами. Они имеют большое значение для формирования внутреннего законодательства государства, поскольку, во-первых, имеют прямое действие на территории Российской Федерации, а во-вторых, нормы российского права должны приводиться в соответствие с такими стандартами.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает, что воля народа должна быть основой власти правительства и находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других форм, обеспечивающих свободу голосования (ст. 21).
|
|
Положения Декларации развиваются в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., который закрепляет, что каждый гражданин должен иметь право и возможность без каких-либо ограничений принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 25). Положения названного Пакта носят обязательный характер для государств-участников.
В документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Копенгагене в 1990 г., универсальные международные избирательные стандарты были дополнены положениями, которые объединяют отдельные группы избирательных стандартов в единую форму организации демократического голосования: закон должен устанавливать разумную периодичность проведения свободных выборов; подсчет голосов должен быть честным, и результаты выборов должны быть официально опубликованы; закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы, беспрепятственного доступа всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе, к средствам массовой информации; должны быть обеспечены надлежащие условия для деятельности политических партий и равенство их перед законом и органами власти (п.7). В документах СБСЕ рекомендуется также, чтобы все мандаты, по крайней мере в одной палате национального законодательного органа, были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов и чтобы выборы проводились на альтернативной основе.
|
|
На 154-й сессии Совета Межпарламентского Союза в 1994 г. была принята Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, которая предлагает общую электоральную модель демократического избирательного процесса. Государство должно: принимать законодательные и другие меры в соответствии с собственным конституционным процессом в целях обеспечения гарантий прав для проведения регулярных, подлинно свободных выборов в соответствии с международными правовыми обязательствами:
- устанавливать действенную процедуру регистрации избирателей, определять четкие критерии такой регистрации (гражданство, возраст, место жительства);
- способствовать становлению и свободной деятельности политических партий, регулировать по возможности финансирование партий и избирательных кампаний;
- предпринимать необходимые политические и институционные шаги для достижения и утверждения демократических целей, в том числе для достижения и утверждения демократических целей через утверждение нейтрального и сбалансированного механизма организации и проведения выборов;
- обеспечивать подготовку лиц, ответственных за выборы;
- обеспечивать контроль национальных и международных наблюдателей за различными стадиями избирательного процесса;
- добиваться от партий, кандидатов, средств массовой информации выполнения кодекса поведения, который регулирует их действия в период проведения избирательной кампании;
- уважать и обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина: избирателям обеспечивать свободу передвижения, собраний, митингов, объединений и выражения мнений; партиям и кандидатам – свободу распространения взглядов среди избирателей и возможность равного доступа к государственным и общественным СМИ.
В рамках Содружества Независимых Государств в 2002 г. главами семи государств, включая Россию, была подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ. Эта Конвенция определяет основные принципы современного избирательного права и организации избирательного процесса, а также гарантии их реализации; содержит основы организационно-правового положения участников избирательного процесса, а также основы информационного и финансового обеспечения выборов, избирательной кампании и предвыборной агитации. Документ содержит такие избирательные стандарты, как демократические, периодические, обязательные, свободные, справедливые, открытые и гласные выборы, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников выборов, осуществление общественного и международного наблюдения за выборами, реализация принципа открытости и гласности выборов и др. Конвенция также предусматривает создание Межгосударственного избирательного совета, задачей которого является содействие по подготовке и проведению наблюдения за выборами в государствах-участниках Конвенции.
Воздействие международных избирательных стандартов на поведение участников избирательного процесса осуществляется прямо, а также через включение их в национальное избирательное законодательство, что позволяет применять их в деятельности гражданских и государственных структур, в частности, в практике Конституционного Суда РФ.
Положения всех перечисленных международных правовых актов в области обеспечения избирательных прав и свобод человека были взяты за основу при разработке российских законодательных актов, посвященных выборам.
|
|
Российское избирательное право должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, поскольку Конституция РФ закрепляет, что последние являются частью правовой системы РФ.
Избирательное законодательство Российской Федерации включает ее Конституцию, федеральные законы, посвященные основным гарантиям избирательных прав граждан, выборам федеральных органов государственной власти, конституции (уставы), законы субъектов РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, правовые акты глав субъектов Федерации и их исполнительных органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, нормативные документы Центральной и других избирательных комиссий, а также внутригосударственные, нормативные договоры по вопросам реализации избирательных прав граждан.
Конституция России не содержит (как это было в прежнем Основном законе) специальной главы об избирательной системе. Но ее нормы закрепляют исходные начала, принципы и гарантии избирательных прав граждан России. Как уже отмечалось, выборы и референдум признаются конституционно высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 Конституции провозглашает право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которое, как составная часть права на участие в управлении делами государства, признается центральным в группе политических прав и свобод граждан. Принципиальные положения, касающиеся выборов главы государства, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, получают закрепление в ст. 81, 95-97 российской Конституции. Наличие представительных, а значит, выборных органов местного самоуправления также предусмотрено федеральным законодательством, а в соответствии со ст. 130 Конституции муниципальные выборы признаются частью системы местного самоуправления РФ.
Важнейшими источниками избирательного права являются федеральные законы.
|
|
Федеральные и региональные акты избирательного законодательства не должны противоречить друг другу, а поскольку их насчитывается несколько сотен (четыре федеральных закона и столько же в каждом субъекте Российской Федерации), необходимо было создать закон, который регулировал бы любой избирательный процесс на территории России и устанавливал бы единые избирательные процедуры проведения выборов на различных уровнях, которые другие нормативные акты в этой области не могли обходить.
Таким рамочным законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (в дальнейшем – Закон об основных гарантиях).
В целом Закон определяет основные гарантии реализации гражданами России их конституционного права избирать и быть избранными в различные выборные органы, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации. Важнейшие гарантии, устанавливаемые Законом, действуют при проведении любой избирательной кампании в Российской Федерации, а также при проведении референдумов. Нормы Закона обращены и к законодателю – в дальнейшем при подготовке различных правовых актов, касающихся выборов, должны соблюдаться стандарты основных гарантий избирательных прав граждан; и к правоприменителю Закон обращает те же требования о соблюдении основных принципов, формулируемых в его положениях.
Другими словами, Закон об основных гарантиях определяет единые процедуры и организационный механизм проведения выборов в различные выборные органы. Этот Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ, поэтому все другие нормативные правовые акты о выборах федерального, регионального и местного уровней не должны ему противоречить. В случае противоречия непосредственно применяются нормы Закона об основных гарантиях. Кроме того, при отсутствии в субъекте Федерации Закона о выборах выборы в регионе проводятся на основе указанного федерального закона, а также указов Президента РФ. В том случае, если срок полномочий представительных органов государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления истек либо их полномочия были прекращены досрочно и в субъекте Федерации имеется недостаточная правовая база (или она отсутствует), выборы проводятся на основе Закона об основных гарантиях.
К числу федеральных законов, прямо посвященных вопросам избирательного права, относятся законы о выборах Президента РФ и одной из палат Федерального Собрания РФ –Государственной Думы, а также закон об обеспечении прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме того, ряд федеральных законов содержит отдельные нормы, касающиеся порядка формирования представительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления; правил и процедур участия политических партий в выборах; устанавливает меры административной и уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. формулирует основные принципы выборов главы государства, регламентирует организацию их проведения, порядок выдвижения и регистрации кандидатов на эту должность, статус последних и их неприкосновенность, регулирует порядок проведения предвыборной агитации, финансирование выборов, порядок голосования и определения его результатов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Проведение выборов депутатов Государственной Думы ранее обеспечивал Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый первоначально в 1994 г. и утвержденный в новой редакции в 1999 г., затем в 2002 г., в котором закреплялась существовавшая с 1993 г. и уже использовавшаяся на нескольких парламентских выборах модель избирательной системы. Закон устанавливал существование смешанной избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы, при которой половина состава палаты избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, а другая половина – в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
18 мая 2005 г. был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Новый Закон установил, что депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Таким образом, названный Закон фактически установил пропорциональную избирательную систему при формировании Государственной Думы. В Законе также определяется отношение российских граждан и иностранцев к избирательному праву, регулируется порядок назначения выборов, их подготовки и проведения, определения результатов выборов, замещения вакантных депутатских мандатов, порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах депутатов Государственной Думы.
К числу законодательных актов федерального уровня относится и Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (в редакции от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», восполняющий пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов. Если в субъекте РФ, в муниципальном образовании отсутствует нормативно-правовая база для проведения муниципальных выборов либо отсутствуют органы и должностные лица, ответственные за проведение таких выборов, действуют нормы названного Федерального закона.
Важную часть избирательного законодательства составляют указы Президента РФ, посвященные либо прямой регламентации избирательных кампаний (достаточно вспомнить регулирование проведения выборов в Государственную Думу и Совет Федерации 1993 г., выборов в субъектах РФ в 1993-1994 гг. или утвержденное Указом Президента РФ Положение о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов о выборах Президента и Парламента республики 2003 г.), либо регулированию информационного и организационного обеспечения деятельности избирательных комиссий (например, Указ об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы «Выборы»). Таким же вопросам регламентации отдельных процедур при подготовке и проведении выборов посвящены нормативно-правовые акты Правительства РФ. Например, в Постановлениях Правительства РФ от 25 августа 1999 г. и от 13 января 2000 г. подробно определены направления взаимодействия избирательных комиссий и органов внутренних дел в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы 1999 г. и выборов Президента РФ 2000 г. Этими постановлениями Правительство возложило на ОВД, в частности, такие полномочия, как обеспечение на безвозмездной основе охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения соответствующих выборов, в том числе охрану помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, их пожарную безопасность, сопровождение и охрану транспортных средств, перевозящих избирательные документы; представление по запросам ЦИК РФ, других избирательных комиссий сведений о наличии у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, у кандидатов на должность Президента РФ неснятых или непогашенных судимостей, в том числе судимости по уголовному закону иностранного государства за деяние, признаваемое преступлением в УК РФ, и др.
Избирательное законодательство субъектов РФ состоит из их конституций (уставов) изаконов, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
Конституции субъектов РФ закрепляют правовые основы построения органов государственной власти и местного самоуправления, принципы их избрания, дают общее определение активного и пассивного избирательного права. Ряд республиканских конституций и уставов субъектов РФ, в отличие от федеральной Конституции, содержат специальные разделы об избирательной системе: соответствующие главы присутствуют в конституциях Татарстана, Чувашии, в уставах Алтайского, Красноярского, Приморского краев, Волгоградской и Калужской областей.
Наиболее многочисленные источники избирательного права субъектов РФ – законы. В большинстве субъектов региональное законодательство представляет собой пакет законов, регулирующих отдельные виды выборов: законы о выборах высшего должностного лица, главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, депутатов законодательного (представительного) органа, о выборах в органы местного самоуправления, об избирательной комиссии субъекта РФ. В ряде субъектов Федерации (республиках Башкортостан, Коми, Марий Эл, в Амурской, Белгородской, Воронежской, Тюменской и других областях) основные нормы избирательного законодательства находим в едином сводном кодифицированном нормативном акте – Избирательном кодексе. Такой акт комплексно регулирует статус субъектов избирательного процесса и порядок проведения выборов различного уровня – региональных и муниципальных. Избирательные кодексы охватывают, как правило, и отношения по проведению референдумов, отзыва выборных должностных лиц. Самостоятельным уровнем правового регулирования избирательных отношений выступает нормотворчество органов местного самоуправления. К нормативным правовым актам этого уровня относятся прежде всего уставы муниципальных образований, определяющие формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов соответствующего уровня, а также выборных должностных лиц местного самоуправления. Как правило, в уставах муниципальных образований содержатся положения, касающиеся сроков проведения муниципальных выборов, сроков полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, сроков формирования избирательных комиссий и т.д.
Нормативно-правовые акты избирательных комиссий также являются источниками избирательного права. Правовая природа этих актов различна. Она зависит от целей и оснований их принятия. Избирательные комиссии наделяются общими полномочиями по принятию нормативных актов. Иногда в законе содержится прямое предписание издать соответствующий акт. Так, Центральная избирательная комиссия в пределах своей компетенции имеет право издавать инструкции по вопросам применения Федерального закона об основных гарантиях, а также других федеральных законов по вопросам избирательного права.
В своих постановлениях ЦИК России может рекомендовать модели правового регулирования избирательных отношений в субъектах РФ и на муниципальном уровне. Так, Постановлением Центральной избирательной комиссии от 25 декабря 2002 г. были утверждены Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта РФ о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Также по инициативе Центризбиркома был подготовлен ряд модельных законов, на основе которых субъекты Федерации разработали и приняли собственные избирательные законы.
Акты избирательных комиссий субъектов РФ также являются источниками регионального избирательного права, которым присущ прежде всего рекомендательный характер.
ТЕМА 16. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Понятие и виды избирательных систем.
2. Ответственностьза нарушение избирательного законодательства(конституционно-правовая, административная, уголовная).
Литература
1. О референдуме Российской Федерации: Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Cобрания РФ: Федеральный закон от 5.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.
4. О выборах депутатов Государственной думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.
5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. –Ст. 171.
6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.:НОРМА, 2003. – С. 329.
7. Бузин,А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алгоритм? / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № l. – C. 20.
8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.
9. Постников, А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 3.
10. Сидякин, А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. – № 1. – С. 3.
11. Сушкова, О.В. Инновационная функция объектов интеллектуальных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. – № 4. – С. 14.
12. Хабриева, Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализ российского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.
13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.