Законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Под фальсификацией итогов голосования в законе понимается: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; заведомо неправильное составление списков избирателей, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, либо вымышленных лиц; замена действительных бюллетеней; незаконное уничтожение официальных бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей; подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования; внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, если итоги голосования на избирательном участке признаны недействительными, и это обстоятельство влечет за собой изменение решения о признании кандидата избранным либо перераспределение депутатских мандатов; все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы).
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения или блока, а также участвующие в подделке этих подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации; нарушающие правила проведения предвыборной агитации; нарушающие правила финансирования избирательной кампании; препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и их членов; препятствующие голосованию на избирательных участках, нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
ТЕМА 17. СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (ПРОЦЕССА)
1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов.
2. Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий. Порядок образования.
3. Правовой статус кандидата на выборную должность, его представителей, доверенных лиц. Институт наблюдателей в избирательном процессе.
Литература
1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.
4. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.
5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – С. 329.
7. Бузин,А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алгоритм? / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 20.
8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.
9. Постников, А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 3.
10. Сидякин, А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. № 1. – С. 3.
11. Сушкова,О.В. Инновационная функция объектов интеллектуальных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. –№4. – С. 14.
12. Хабриева, Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализроссийского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.
13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.
1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов
Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою высшую непосредственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на выборах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В определенных законом случаях избирателем может являться иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в РФ.
Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и достигнуть на день голосования возраста 18 лет. Граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории России, обладают равными с иными гражданами РФ избирательными правами.
Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями. Избиратель может действовать индивидуально, совместно с другими избирателями или через политические партии и общественные объединения, членом которых он является. Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией основных принципов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.
1.Избиратели имеют право добиваться назначения выборов путем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избирательной комиссией.
2.Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлением списков избирателей. Избиратель имеет право на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком. Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Избиратель также имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том, кто и в каких целях эту информацию использует.
Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Такое исключение может производиться только на основании официальных документов, полученных из соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в установленном законом порядке.
3. Избиратели могут принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, работы, учебы они вправе предлагать кандидатуры в состав территориальных, участковых избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов РФ и в представительные органы местного самоуправления.
Кроме того, гражданин может быть членом избирательной комиссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.
4. Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (конференции) политической партии или общественного объединения, входящего в избирательный блок, имеет право выдвинуть кандидата на выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. достигший установленного для конкретных выборов возраста), имеет право обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением о включении его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой партией.
5. При проведении сбора подписей в поддержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою подпись в поддержку какого-либо одного кандидата (списка кандидатов).
Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с гражданином договор о сборе подписей; оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата или партии.
6. При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, за или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями, входящими в избирательные блоки, в допускаемых законом формах и законными методами.
Избиратель имеет право участвовать во всех официальных мероприятиях кандидатов – в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты, листовки, посещать с агитационными целями других избирателей.
Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, уполномоченного представителя политической партии и ее региональных отделений. Такие лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии письменного заявления кандидата, представления политической партии или избирательного блока, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии.
Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общественных объединений, зарегистрированных в установленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей. Наблюдатели имеют право в день голосования присутствовать в избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
Граждане вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, политической партии, избирательному блоку через соответствующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участвовать в создании таких избирательных фондов посредством пожертвований. Добровольные пожертвования в избирательные фонды принимаются лично от граждан РФ отделениями связи или кредитными организациями.
7. Вершиной участия избирателей в выборах является голосование. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением результатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается, за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается запись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования вправе находиться наблюдатели и другие лица, установленные законом.
Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы и другие документы, установленные законом.
Избиратель имеет право требовать у избирательных комиссий представления ему итогов голосования по избирательному участку, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии.
Участие в голосовании избирателей является наиболее очевидным выражением их активности на выборах. В этом смысле достаточно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании.
2. Избирательные комиссии: виды, система.