Ответственность за нарушение избирательного законодательства

Законодательство о выборах предусматривает ответствен­ность за нарушение избирательных прав граждан.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Под фальсификацией итогов голосования в законе понимается: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, исполь­зованных при голосовании; заведомо неправильное составление списков избирателей, включение в них лиц, не обладающих ак­тивным избирательным правом, либо вымышленных лиц; замена действительных бюллетеней; незаконное уничтожение официаль­ных бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избира­телей; подписание членами комиссии протокола об итогах голосо­вания до подсчета голосов или подведения итогов голосования, за­ведомо неверное (не соответствующее действительным результа­там голосования) составление протокола об итогах голосования; внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, если итоги голосования на избирательном участке признаны недействительными, и это об­стоятельство влечет за собой изменение решения о признании кан­дидата избранным либо перераспределение депутатских манда­тов; все вышестоящие комиссии обязаны составить новые прото­колы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы).

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином пра­ва избирать и быть избранным; использующие преимущества сво­его должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие граждан или препятствующие им ставить подпи­си в поддержку кандидата, избирательного объединения или бло­ка, а также участвующие в подделке этих подписей; осуществляю­щие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие территориаль­ные избирательные комиссии; распространяющие заведомо лож­ные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, по­рочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права чле­нов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации; нарушающие правила проведения предвыборной агитации; нарушающие правила финансирования избирательной кампании; препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и их членов; препятствующие голосованию на избирательных участках, нару­шающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосо­вать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог из­бирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возло­женным на них обязанностям; нарушающие права граждан на оз­накомление со списком избирателей; выдающие гражданам изби­рательные бюллетени в целях предоставления им возможности го­лосования за других лиц; не представляющие или не публикую­щие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение из­бирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную от­ветственность в соответствии с федеральными законами.

ТЕМА 17. СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (ПРОЦЕССА)

1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов.

2. Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий. Порядок образования.

3. Правовой статус кандидата на выборную должность, его представите­лей, доверенных лиц. Институт наблюдателей в избирательном процессе.

Литература

1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституци­онный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.

3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.

4. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собра­ния Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.

5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – С. 329.

7. Бузин,А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алго­ритм? / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 20.

8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведе­ния выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.

9. Постников, А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 3.

10. Сидякин, А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. № 1. – С. 3.

11. Сушкова,О.В. Инновационная функция объектов интеллектуаль­ных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. –№4. – С. 14.

12. Хабриева, Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Го­сударственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравни­тельный анализроссийского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.

13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.

1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов

Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою высшую непосред­ственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на вы­борах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В определенных законом случаях избирателем может являться иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в РФ.

Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и достигнуть на день голосования возраста 18 лет. Граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории России, обладают равными с иными гражданами РФ избиратель­ными правами.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями. Избиратель может действовать индивидуально, совмест­но с другими избирателями или через политические партии и обще­ственные объединения, членом которых он является. Основу право­вого статуса избирателя составляют его права и обязанности, связан­ные с реализацией основных принципов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.

1.Избиратели имеют право добиваться назначения выборов пу­тем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избира­тельной комиссией.

2.Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлени­ем списков избирателей. Избиратель имеет право на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его посто­янного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком. Избиратель вправе заявить в участковую избира­тельную комиссию о невключении его в список избирателей, о лю­бой ошибке или неточности в сведениях о нем. Избиратель также имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том, кто и в каких целях эту информацию использует.

Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной изби­рательной комиссии. Такое исключение может производиться толь­ко на основании официальных документов, полученных из соответ­ствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирате­лей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удосто­верения в установленном законом порядке.

3. Избиратели могут принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, рабо­ты, учебы они вправе предлагать кандидатуры в состав территори­альных, участковых избирательных комиссий по выборам в законо­дательные органы субъектов РФ и в представительные органы ме­стного самоуправления.

Кроме того, гражданин может быть членом избирательной ко­миссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.

4. Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (кон­ференции) политической партии или общественного объединения, входящего в избирательный блок, имеет право выдвинуть кандидата на выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным из­бирательным правом (т.е. достигший установленного для конкретных выборов возраста), имеет право обратиться в любое региональ­ное отделение любой политической партии с предложением о включении его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой партией.

5. При проведении сбора подписей в поддержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою под­пись в поддержку какого-либо одного кандидата (списка кандидатов).

Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с граждани­ном договор о сборе подписей; оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата или партии.

6. При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, за или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями, входящими в избирательные блоки, в допускаемых законом формах и законными методами.

Избиратель имеет право участвовать во всех официальных меро­приятиях кандидатов – в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты, листов­ки, посещать с агитационными целями других избирателей.

Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, уполномоченного представителя политической партии и ее региональных отделений. Такие лица регистрируются соответст­вующей избирательной комиссией при наличии письменного заяв­ления кандидата, представления политической партии или избира­тельного блока, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом или уполномоченным представителем по­литической партии.

Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каж­дое из общественных объединений, зарегистрированных в установ­ленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей. Наблю­датели имеют право в день голосования присутствовать в избира­тельных комиссиях при установлении ими итогов голосования, оп­ределении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном под­счете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначе­ны выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Граждане вправе оказывать финансовую поддержку кандида­ту, политической партии, избирательному блоку через соответст­вующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участво­вать в создании таких избирательных фондов посредством пожерт­вований. Добровольные пожертвования в избирательные фонды принимаются лично от граждан РФ отделениями связи или кредит­ными организациями.

7. Вершиной участия избирателей в выборах является голосо­вание. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организаци­ей и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением ре­зультатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосова­ние за других избирателей не допускается, за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоя­тельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или за­полнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается за­пись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми изби­рательными комиссиями в помещении для голосования вправе на­ходиться наблюдатели и другие лица, установленные законом.

Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми от­сутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает воз­можность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) само­стоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосова­ние проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество из­бирательных бюллетеней установленной формы и другие докумен­ты, установленные законом.

Избиратель имеет право требовать у избирательных комиссий представления ему итогов голосования по избирательному участку, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, со­держащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии.

Участие в голосовании избирателей является наиболее очевид­ным выражением их активности на выборах. В этом смысле доста­точно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании.

2. Избирательные комиссии: виды, система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: