Система избирательного права по характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, разделяется на нормы и институты, присущие каждой из его частей – общей и особенной.
Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий.
Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов.
Институциональное разделение избирательного права получает формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, принятых в ряде субъектов РФ (в Белгородской Воронежской, Свердловской, Московской областях и городе Москва, Республике Башкортостан и др.).
Особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав граждан, в том числе в виде возможности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.
Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.
Избирательно-правовые нормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.
Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:
- предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы;
- преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру реализации субъективного избирательного права граждан, порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Структура избирательно-правовых норм. Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. В структуре правовой нормы выделяют:
гипотеза – часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;
диспозиция – часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов;
санкция – часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.
Большинство норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию. Так, например, п. 4 ст. 11 ФЗ «Об основных гарантиях…» гласит: «Если срок полномочий органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта РФ о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта РФ не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта РФ, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта РФ, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ».
Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо руководствоваться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.
Также среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции – дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.
Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях…», определяющие основные термины избирательного права: выборы, депутат, избиратель, избирательная кампания, избирательные права граждан и т.д.
Декларативные (нормы-принципы) – предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях...», согласно которой граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (санкция), в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (гипотеза).
Классификация избирательно - правовых норм.
По объекту правового регулирования выделяются нормы:
- регламентирующие субъективное избирательное право;
- закрепляющие принципы избирательного права;
- регламентирующие избирательный процесс;
- регулирующие иные составные части предмета избирательного права.
По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют:
- регулятивные (правоустановительные), регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях;
- охранительные, закрепляют меры юридической ответственности и защиту субъективных прав.
По характеру прав и обязанностей:
- управомочивающие нормы – устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой права: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…»;
- обязывающие нормы – устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Большинство обязывающих норм относится к деятельности избирательных комиссий. Примером обязывающей нормы может служить положение п. 4 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях...»: «При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ»;
- запрещающие нормы – устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их. Например, ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает, что наблюдатель не вправе выдавать бюллетени избирателям, участникам референдума и т.д.
По территории действия:
- действуют на всей территории РФ;
- распространяются на часть ее территории (субъект РФ, муниципальное образование).