Безопасность в водном походе

Из чего складывается безопасность:

1. Тщательная проработка маршрута: изучение всех лоций, карт и отчётов на предмет всех неожиданностей и сложностей, которые могут встретиться (начиная от погоды в данном регионе в данное время, препятствия и способы их преодоления, стоянки, наличие/отсутствие дров, настрой местных жителей и т.п.). Про погоду: туристы-водники сильно зависимы от вопроса уровня воды, скачков уровня воды (в том числе суточных колебаний, не только паводка), а также от вскрытия рек при чём не только в смысле прохождения препятствий, но и в вопросе выбора места для бивака.

2. Оценка реальных технических, физических и психологических свойств группы, и решение для себя основного вопроса – а можем ли мы вообще идти сюда?

3. Если да, то составление воплощаемого и удовлетворяющего команду графика.

4. Учёт всех изученных факторов в виде проработки запасных и аварийных вариантов маршрута, а также схода с маршрута в принципе (об этом никто обычно не пишет и не говорит, но для современной жизни – это актуальная реальность). Надо чётко различать, что такое запасной, аварийный варианты и сход с маршрута.

- Сход с маршрута происходит потому, что всё не задалось: нет воды или её слишком много, кому-то просто надоело, группа понимает, что не успевает на поезд/самолёт и не хочет жертвовать деньгами, работой, семейными вопросами. Поэтому принимается решение о сходе с маршрута – это не аварийный и не запасной варианты, хотя полностью или в части маршрута они могут совпадать. В случае схода с маршрута, особенно если он не проходит по заранее изученному варианту, необходима разведка, а также решение о снаряжении: что берём, что нет. В противном случае сход с маршрута может стать не решением проблемы, а аварийной ситуацией. Также нужно понимать, что, как сход с маршрута, так и использование запасного варианта – это психологически сложная ситуация. Не все члены группы к ней могут относиться одинаково.

- Запасной вариант – это когда изменились условия, но у вас ещё ничего не случилось с вами и со снаряжением. То есть, резко поднялась или упала вода на основной реке, водитель отказался вас везти на эту реку – дорога очень плохая или засыпало обвалом, местные в ущелье устраивают свои разборки и т.п. Тогда вы используете запасной вариант маршрута, чтобы не пропал ваш спорт и отдых.

При использовании запасного варианта маршрута по возможности сообщите в ПСС/ПСО и МКК. Вообще, необходимо ставить группу на учёт в ПСС/ПСО и сообщать в МЧС не только о себе, но и о других группах.
- Аварийный вариант - это когда уже что-то произошло с вами или со снаряжением такое, что необходимо сниматься с маршрута всей группе, либо части группы, чтобы как можно скорее выйти к людям – врачу, машине. Не каждая авария означает аварийный выход. Если у вас порвался или даже сильно поломался катамаран, но есть достаточный рем. набор, а участники не получили травм, не совместимых с продолжением похода, то нужно починить судно, удвоить бдительность, усилить страховку, возможно, пожертвовать прохождением ряда препятствий, но при этом спокойно продолжать маршрут и не поддаваться панике.

Помните, что аварийный выход часто происходит пешком через горы или через болото и тайгу/тундру – это не увеселительная прогулка, и сам по себе он тоже может быть технически сложен и достаточно опасен. Более того, крайне важно, чтобы туристы-водники имели опыт пеших походов, а также обладали хотя бы основными навыками работы с верёвкой и преодоления пеших и горных препятствий. Решение об аварийном выходе должно быть взвешенным, выходить с реки «куда глаза глядят» не получится. Аварийные выходы для каждой части маршрута должны быть заранее проработаны, в том числе с точки зрения того, сколько времени они займут при транспортировке человека с разными травмами и степенью подвижности.

Чем серьёзнее травма, тем меньше снаряжения вам удастся унести с реки, нужно быть готовыми к тому, что вы бросите часть снаряжения. Возможно, вы за ним уже никогда не вернётесь. Заранее, до похода, вы должны решить: что может быть жизненно необходимо, его и берём. А то, что просто жалко бросить, нужно бросать или прятать. Тут тоже имеет место психологическое напряжение – возможна неадекватная реакция участников.

5. Подготовка оборудования и оснащения, его распределение:
- аптечка;
- рем. набор;
- спасательное личное и общественное снаряжения, оснащение судов;
- распределение дежурств и продуктов и распаковка последних так, чтобы не утонули разом все котлы или вся тушёнка;
- у каждого экипажа свой комплект карт и лоций.

6. Подготовка участников:

а) техническая:

- все экипажи тренировались в своём составе и имеют достаточный опыт (тут не только технический, но и психологический момент: на уровне экипаж – капитан должно быть полное понимание);
- все должны уметь не только хорошо и правильно грести, но и ремонтировать снаряжение, оказывать медицинскую помощь, страховать товарищей, просто варить кашу.

б) физическая:
- все члены группы имеют достаточную физическую подготовку (люди всё время мокрые, часто при этом холодно; возможны сложные обносы и осмотры; вес снаряжения очень большой; нормальной практикой являются пешие заброски, волоки, аварийные, запасные выходы и сходы с маршрута).
в) морально-волевая (психологическая):
- все члены группы понимают степень риска для жизни, здоровья и по утере материальных ценностей, и документов;
- не растеряются;
- способны контролировать свои чувства;
- знают, что в любой момент удовольствие может вылиться в пахоту и решение серьёзных проблем. Последнее является частью их ожидания, а не неожиданностью. В случае травмы или смерти руководителя, участники не оказываются в шоке и растерянности. Пример: группа, побросавшая верёвки руководителю, упавшему в трещину.

г) творческая:

- при ремонте судна или снаряжения придётся «варить кашу из топора», при сложном обносе придётся придумать, как это сделать эффективно, в случае, если что-то испортилось из продуктов либо было забыто, придумать что можно использовать и как в сегодняшнем дежурстве и в последующие дни и т.п.

7. Действия группы на маршруте:

- организация движения группы;

- умение ориентироваться на реке и в регионе, где река протекает;
- осмотр препятствий;
- порядок следования судов и связь между ними с учётом расстояний, скорости течения, шума реки и расстоянием между препятствиями;
- страховка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: