Естественная монополия

В отдельных случаях государство разрешает сохранять фирме положение монополиста, т.к. это отвечает общественным интересам. Это объясняет особенностями технологий, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. Например, электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба реализуется в том случае, если размеры предприятия равны уровню рыночного спроса на продукцию.

С

100000 500000

Как видно из рисунка общественный спрос (500000квт) могут обеспечить либо 5 маленьких фирм, средние издержки которых 5 руб., либо одна крупная, издержки которой 1 руб.

Фирма, реализующая значительный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее значение для общества – минимизация издержек.

Для естественной монополии характерны высокие первоначальные капиталовложения, высокие постоянные издержки. Не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и платежи. У естественной монополии низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство при незначительных затратах, т.е. с увеличением выпуска продукции средние издержки будут снижаться (это отличает от динамики средних издержек конкурентных фирм).

В случае сохранения объемов (постоянные издержки не уменьшаются, т.к. основные капиталовложения уже осуществлены) резко возрастут средние издержки. Т.о. если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства разделиться между ними и средние издержки резко возрастут. Следовательно, здравый смысл подсказывает, что дешевле иметь одну линию передач, чем две параллельные.

Рассмотрим процесс ценообразования в условиях естественной монополии.

В условиях монополии цена и оптимальный выпуск продукции установились на уровне P1Q1. Цена P1 больше средних издержек, поэтому прибыль монополии = S Р1Е1СмМ. Цена также выше в несколько раз предельных издержек.

Хотя оптимальная, с точки зрения общества, деятельность естественной монополии должна существовать уровню точки Е2, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с кривой спроса.

Но точка Е2 не может быть точкой длительного равновесия, т.к. соответствующая ей цена меньше LATC, и фирма не может долго существовать без нормальной прибыли.

Из этого следует, что цена фирмы Р1 не приемлемая для общества, а оптимальная цена общества Р2 не приемлема для фирмы. Одним из путей решения этого компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий, компенсации фирмам производителям. Но общество понесет все же потери, т.к. субсидии выплачиваются из бюджетных средств.

Другой путь – установление потолка цен на уровне средних издержек фирмы монополиста. Общество выигрывает, т.к. цена < цены монополиста, фирма же получает нормальную прибыль и продолжает работать.

Экономия от масштаба защищает естественную монополию от появления до тех пор пока новая технология не позволит вести эффективное производство в меньших размерах.

В последнее время активизировалась дискуссия: какую фирму можно считать естественной монополией? Противники сохранения естественной монополии указывают на то, что изменения в технике и технология устраняют один из важнейших критериев естественной монополии – большие капиталовложения и постоянные издержки. Но в последнее время на местном или национальном уровне существования одной фирмы не может быть оправдано с точки зрения эффекта масштаба.

Противники разукрупнения естественной монополии приводят следующие аргументы:

ü сохранение отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонные отрасли (энергетика, связь);

ü позволяет унифицировать и стандартизировать, например, ж/д-колею, вагоны, напряжение в сети электропередач, что имеет немаловажное значение;

ü равный доступ граждан к основополагающим товарам (услугам), т.е. все граждане имеют право пользоваться дешевой и доступной электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.

Основными методами регулирования естественной монополии в России является:

- ценовое регулирование, установление предельных уровней рентабельности;

- контроль за приобретением акций;

- определение групп с минимальным доходом, надлежащих обязательному обслуживанию монополистом.

В последнее время предпочтение отдается разукрупнению и распродаже бывших естественных монополий.

Основные правила регулирования деятельности естественной монополии в следующем:

1) Цена устанавливается на уровне, максимально близком к МС. Если Р > LMC, то это обуславливает рост потерь общества; Если P < LMC, то продукция производится в недостаточных количествах.

2) Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальную прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: