В отдельных случаях государство разрешает сохранять фирме положение монополиста, т.к. это отвечает общественным интересам. Это объясняет особенностями технологий, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. Например, электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба реализуется в том случае, если размеры предприятия равны уровню рыночного спроса на продукцию.
|
100000 500000
Как видно из рисунка общественный спрос (500000квт) могут обеспечить либо 5 маленьких фирм, средние издержки которых 5 руб., либо одна крупная, издержки которой 1 руб.
Фирма, реализующая значительный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее значение для общества – минимизация издержек.
Для естественной монополии характерны высокие первоначальные капиталовложения, высокие постоянные издержки. Не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и платежи. У естественной монополии низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство при незначительных затратах, т.е. с увеличением выпуска продукции средние издержки будут снижаться (это отличает от динамики средних издержек конкурентных фирм).
|
|
В случае сохранения объемов (постоянные издержки не уменьшаются, т.к. основные капиталовложения уже осуществлены) резко возрастут средние издержки. Т.о. если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства разделиться между ними и средние издержки резко возрастут. Следовательно, здравый смысл подсказывает, что дешевле иметь одну линию передач, чем две параллельные.
Рассмотрим процесс ценообразования в условиях естественной монополии.
В условиях монополии цена и оптимальный выпуск продукции установились на уровне P1Q1. Цена P1 больше средних издержек, поэтому прибыль монополии = S Р1Е1СмМ. Цена также выше в несколько раз предельных издержек.
Хотя оптимальная, с точки зрения общества, деятельность естественной монополии должна существовать уровню точки Е2, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с кривой спроса.
Но точка Е2 не может быть точкой длительного равновесия, т.к. соответствующая ей цена меньше LATC, и фирма не может долго существовать без нормальной прибыли.
Из этого следует, что цена фирмы Р1 не приемлемая для общества, а оптимальная цена общества Р2 не приемлема для фирмы. Одним из путей решения этого компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий, компенсации фирмам производителям. Но общество понесет все же потери, т.к. субсидии выплачиваются из бюджетных средств.
|
|
Другой путь – установление потолка цен на уровне средних издержек фирмы монополиста. Общество выигрывает, т.к. цена < цены монополиста, фирма же получает нормальную прибыль и продолжает работать.
Экономия от масштаба защищает естественную монополию от появления до тех пор пока новая технология не позволит вести эффективное производство в меньших размерах.
В последнее время активизировалась дискуссия: какую фирму можно считать естественной монополией? Противники сохранения естественной монополии указывают на то, что изменения в технике и технология устраняют один из важнейших критериев естественной монополии – большие капиталовложения и постоянные издержки. Но в последнее время на местном или национальном уровне существования одной фирмы не может быть оправдано с точки зрения эффекта масштаба.
Противники разукрупнения естественной монополии приводят следующие аргументы:
ü сохранение отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонные отрасли (энергетика, связь);
ü позволяет унифицировать и стандартизировать, например, ж/д-колею, вагоны, напряжение в сети электропередач, что имеет немаловажное значение;
ü равный доступ граждан к основополагающим товарам (услугам), т.е. все граждане имеют право пользоваться дешевой и доступной электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.
Основными методами регулирования естественной монополии в России является:
- ценовое регулирование, установление предельных уровней рентабельности;
- контроль за приобретением акций;
- определение групп с минимальным доходом, надлежащих обязательному обслуживанию монополистом.
В последнее время предпочтение отдается разукрупнению и распродаже бывших естественных монополий.
Основные правила регулирования деятельности естественной монополии в следующем:
1) Цена устанавливается на уровне, максимально близком к МС. Если Р > LMC, то это обуславливает рост потерь общества; Если P < LMC, то продукция производится в недостаточных количествах.
2) Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальную прибыли.