Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти

Первый антимонопольный закон был принят в Канаде в 1889 г.

Однако наиболее сурово к деятельности монополий отнеслись в США. Первый законодательным актом стал закон Шермана[2] в 1890 г., который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Закон Шермана был направлен на борьбу с уже существующими монополиями.

В 1914 г. в США были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В соответствии с законом Клейтона особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. В 1938 г. был принят закон Уиллера-Ли, направленный на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации). Принятый в 1950 г. закон Келлера-Кефаувера, обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. В 80-е гг. американской правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Герфиндаля-Гиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, емли превышал 1800 – высококонцентрированным. В целом, антимонопольное законодательство США носило и носит антитрестовский характер, запрещая горизонтальную (внутриотраслевую) концентрацию.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России. Европейское законодательство считается более мягким с точки зрения объектов и мер наказания, направленным преимущественно на не допущение и устранение картельных соглашений, поэтому, в отличие от американского, его называют антикартельным.

В России в силу исторических особенностей развития страны (наличием государственной, нерыночной, административной монополии практически во всех отраслях и сферах деятельности) антимонопольное законодательство появилось на 100 лет позже – в 1991 г. в связи с принятием закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К настоящему времени существует пакет законов, касающихся естественных монополий, монополий в финансово сфере, деятельности финансово-промышленных групп, защиты прав потребителей, рекламы и другие, созданы антимонопольные органы.

Российское законодательство имеет и антитрестовскую, и антикартельную направленность. Оно направлено против доминирования какого-то хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке и злоупотребления ими в силу своего положения.

Российское законодательство определяет, что доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке признается:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);

- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Воздействие на монополию с помощью законодательных мер предполагает:

· запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

· роспуск существующих монополистических объединений;

· принудительное разделение коммерческой организации или некоммерческой организации либо выделение из их состава одной или нескольких организаций;

· запрет соглашений о ценах и о разделе рынков;

· определение набора предоставляемых услуг;

· разрешение на слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, антимонопольным органом;

· перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Экономическое воздействие осуществляется посредством:

· косвенного регулирования (налогообложение продукции и сверхприбыли);

· прямого регулирования (установление потолков цен, предела нормы прибыли);

· поощрения выпуска товаров-субститутов;

· увеличения импорта.

Как уже не раз подчеркивалось, несовершенная конкуренция представлена большим разнообразием рыночных структур. Чистая монополия – одна из них, характеризующая крайнее состояние отрасли, когда на рынке присутствует лишь одно предприятие. Однако, как уже стало понятно, дело не столько в количестве производителей, сколько в наличии у них рыночной власти, позволяющей доминировать на рынке и влиять на цену продукции. Поэтому антимонопольная политика направлена против рыночного доминирования, которое можно считать монопольным не столько в теоретическом плане, сколько в реальном воплощении. Это означает, что наличие двух или нескольких предприятий, характеризующих уже другую модель рынка, нем не менее, могут отражать доминирующий характер поведения хозяйствующих субъектов. Далее, в следующей лекции, вы ознакомитесь с другими видами несовершенной конкуренции и поймете, почему антимонопольная политика, включая антимонопольное законодательство, включает и иные модели рынка в орбиту своих интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: