Является преобладающей формой современной рыночной структуры. Отличительными признаками олигополии является:
1) в отрасли доминируют несколько крупных фирм (2-5);
2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение, т.о. фирма может оказывать влияние на рыночную цену, осуществляя рыночную власть;
3) продукт фирмы может быть как стандартным, так и дифференциальным;
4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;
5) кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Двумя ключевыми характеристиками олигополии является наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм. Ввиду их малочисленности поведение одной из них может вызвать различную реакцию у фирм-конкурентов. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, учитывая реакцию конкурентов.
Например, «Форд» рассчитывает снизить цену на 10%, чтобы стимулировать спрос. «Форду» следует продумать, как отреагируют на это «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Они могут:
а) никак не отреагировать;
б) снизят цену меньше чем на 10%.
В этих 2-х случаях «Форд» добьется успеха, т.к. он привлечет клиентов своих конкурентов.
в) снизят цену больше чем на 10%. В этом случае они оттянут на себя клиентов «Форда». Но это может привести к войне цен и резкому снижению прибылей у всех 3-х фирм. Поэтому «Форду» следует продумать свое решение.
Существует множество моделей, объясняющих поведение олигополистов.
1) Модель сговора: 2-4 фирмы могут напрямую договориться о совместной стратегии и политике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и доля каждого участника в отраслевом производстве.
2) Тайный сговор: сегодня ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договора. Они настолько хорошо знают состояние дел, цели, возможности и интересы друг друга, что могут, не встречаясь, не переговариваясь, выработать молчаливо некую стратегию, выгодную всем.
Форм подобного скрытого сговора много. Рассмотрим наиболее значимые:
а) модель лидерства в ценах: одна крупная кампания, играя роль лидера, определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Лидер, устанавливая цены, учитывает интересы абсолютно всех фирм, но при этом «сливки снимает» лидер.
Но лидер может вытеснить фирмы с рынка, понижая цены до такого уровня, при котором предложение мелких фирм опускается до нуля. После этого она поднимает цены до выгодного ей уровня и занимает освободившуюся нишу.
б) правила большого пальца, когда отрасли отсутствует лидер. Цена складывается по формуле: средние издержки+надбавка за прибыль, либо ступенчато. Например, 19,95; 29,95; 39,95; 49,95.
3) Отсутствие сговора. Основная модель – модель ломанной кривой спроса.
Существует две основные линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (фирмой А).
1-я: При повышении (понижении) цены конкуренты могут оставить ее действия без внимания, сохраняя прежний объем выпуска. Кривая спроса фирмы «А» высокоэластична по цене, на графике это кривая D1.
2-я: Конкуренты, следующие за фирмой А, изменяют цену в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не скажется на объеме спроса на продукцию фирмы «А»: при повышении цены рынок фирмы немного сократиться, а при понижении – слегка увеличиться, т.к. увеличение (сокращении) объемов продаж равномерно распределиться между участниками олигополического рынка. Кривая спроса фирмы «А» будет иметь низкую эластичность по цене – кривая D2.
Не зная, какую линию выберут конкуренты, можно предположить следующее: в ответ на повышение цены, фирмы-конкуренты постараются завоевать клиентов фирмы «А», тем самым уменьшить ее долю на рынке. При снижении цены, они, скорее всего, последуют за ней, не желая потерять своих клиентов и уменьшить свою долю на рынке.
Таким образом, в сложившихся условиях олигополисту не выгодно менять объем Qf и установившуюся цену Рf, это и обуславливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса олигополиста учитывает оба варианта реакции конкурентов на отклонение от текущей цены на уровень Рf.
Конкурент не реагирует, когда олигополист устанавливает цену выше текущей и наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломанная конфигурация кривой спроса Д2РfД1, состоящей из кривой D1Рf и РfD2. Конкурент не реагирует, когда олигополист устанавливает цену выше текущее и наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей.
Поскольку кривая спроса изломана, но и кривая ее предельного дохода MR будет иметь разрыв при значении объемов выпуска Qf. Величина этого разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного объема производства фирмы-олигополиста.
Ломаный вид кривой D и разрыв кривой MR объясняют «жесткость» цен олигополиста. Действительно, если цена товара равна Рf, то фирме «А» не выгодно менять ее: повышение цены товара не вызовет реакции соперников и вследствие высокой эластичности спроса, но приведет к резкому сокращению продаж и к потерям. Снижение цены из-за ответной реакции оппонентов также сулит небольшие выгоды, а после достижения объема Qf станет вовсе бессмысленным, т.к. в дальнейшем спрос будет неэластичным. Поэтому с точки зрения изменения спроса на свою продукцию фирме «А» выгодно удерживать цену на уровне Рf.
«Жесткость» цен с другой стороны можно объяснить и разрывом кривой MR: если предельные издержки будут изменяться в пределах разрыва, то кривые МС пересекутся с кривой MR при одной и том же значении Qf (кривые МС1 и MC2). В этой связи изменение издержек не окажет воздействия на цену товара, и она останется равной Рf.
Сегодня превалирует так называемое «лидерство в ценах». Ценовой лидер устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы производят столько, сколько хотят произвести по этой цене.