Игры. На логическое мышление

Одним из способов логического запоминания является классификация. Дети самостоятельно не прибегают к логической обработке материала в целях запоминания— они в большинстве случаев не производят обобщения, не осуществляя группировку материала,—поэтому продуктивность запоминания у них оказывается низкой. Когда же школьники начинают анализировать предлагаемый материал, производить обобщение, устанавливать определенные смысловые связи между объектами, продуктивность запоминания значительно возрастает.

Лишние слова. Из группы слов вычеркнуть лишнее.

Пример. СЛОН, КОТ, ТИГР, ТАНК. Слово «ТАНК» лишнее.

Слова ходят парами. Игрок говорит два связанных между собой слова с помощью ассоциаций, а другой должен пояснить эту связь.

Пример. ЗИМА-САНКИ. Зимой ездят на санках.

Классификация предметов. Игрок рисует или пишет несколько предметов из разных групп вперемешку (звери, техника, действие), а другие разбирают их по группам (домикам).


Игры. Пиктограммы

Пиктограммы обычно используют в психологическом тестировании, мы же предлагаем использовать для запоминания стихотворений, сказок, рассказов.

Пиктограмма —изображение, содержащее сообщение, выполненное рисунком. Пиктография — это древний вид письма, рисуночное письмо
Мы обнаружили, что пиктограммы оказались очень эффективными как с точки зрения запоминания стихов, так и с точки зрения развития художественного и творческого мышления.

Пиктограмма на первых порах может и сбивать с привычного способа запоминания на слух, по ритму. Но в дальнейшем ученики все равно используют все три способа запоминания: по ритму, визуализацию, пиктограмму.
Сначала, для общего восприятия, текст читаем целиком, затем либо построчно, либо по смысловым частям. После этого делаем паузу, и дети рисуют пиктограмму к этому отрывку. Затем учитель продолжает читать, а дети слушают и опять рисуют. Заодно занятие прорабатывается одно стихотворение (8 —12строк).

Рисунок должен не все отображать, а только напоминать слова и строфы. Пиктограмма не конкурирует, а дополняет запоминание на слух. Пиктограмма, как правило, получается такая, что она читаема и узнаваема только автором. Поэтому лучше, когда каждый ученик сам составляет пиктограмму, не срисовывая ее у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка, т.е. при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок.

В играх мы берем и простые тексты, где мало сложных для изображения слов, и более сложные, где детям предстоит голову”. К играм даются подсказки-рисунки других детей. Если ученик не сможет сам придумать пиктограмму, то он смотрит в подсказку и по аналогии рисует свою.

Есть, конечно, и такие стихи, к которым очень сложно придумать пиктограмму, но даже и в этом случае обобщенная пиктограмма поможет, и с нею результат будет лучше, нежели совсем без нее.

Ученики сталкиваются со словами, которые трудно изобразить на рисунке. Например, трудно нарисовать понятия “сырость”, “скользкий”, “тихо”, сумерках чужих” и др. Но, немного потренировавшись, ученики находят адекватное выражение в рисунке, иногда даже просто созвучное: например рисуют “ЕДА” вместо то есть ищут близкие по звучанию и ассоциации, переделывая слова в более конкретные и легко рисуемые образы.
“У воды туман и сырость” — здесь, изображая слово закладывали часть листа бумаги серым цветом, а сырость рисовали как капельки воды, висящие в воздухе. Рисовали палец, прижатый к губам, изображая слово “тихо”. Сумерках чужих” — здесь был нарисован месяц за шлагбаумом на границе

Если ученик воспроизводит текст с ошибками, то надо проанализировать причину их возникновения.

Ошибки бывают как от слишком большой конкретности, так и от большой абстрактности рисунка, или же ученик неудачно изобразил слово и не смог сам его расшифровать.

Иногда забывается начало строки. Тогда первую букву фиксировать в виде предмета.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

Учитель делает акцент на букву У и показывает, как лучше в рисунке обыграть начало строки: туловище деда переходит.в букву У.

Если возникают трудности при запоминании слова самого, то его можно изобразить в рисунке моря, где первая буква слова самого С рисуется в виде морской волны.
К строке “Шереметьевские липы” ученик нарисовал деревья вдоль дороги, а стволы у него напоминали букву Ш

После таких упражнений дети вдумываются в смысл каждого слова, просят объяснения незнакомых слов, ведь чтобы нарисовать, надо хорошо их представлять.

Пиктограмма рисуется к каждой строчке, а иногда к двум-трем, если они образуют смысловую единицу, т.е. их разбивать нецелесообразно. Если ученик сбивается, то ему разрешают подсматривать в пиктограмму, или же другие ученики могут подсказывать жестами (без слов). Важно показать детям, как не надо рисовать, т.е. указать на различие иллюстраций и пиктограмм. Для этого детям показывают рисунки, выполненные как иллюстрации и как пиктограммы, и просят их сравнить. Дети видят преимущество пиктограммы: она более схематична, более подробна, быстрее выполняется, не требует умения хорошо рисовать.


Игры. Таблица умножения

Идея запоминания таблицы умножения с помощью методов “образных крючков” и последовательных ассоциаций пришла после того, как родители детей, имеющих трудности в обучении, обратились к нам за помощью (с таблицей знакомятся в конце 1-го класса, а изучают во 2-м). Дети не могли запомнить таблицу. Как оказалось, многие ученики в первом и во втором классах, несмотря на аналитический разбор таблицы учителем на уроке, все равно просто заучивают ее, а понимание конкретного смысла действия умножения приходит гораздо позднее. Практика показывает, что большая часть детей все равно зазубривает таблицу,, и мы решили облегчить эту задачу придумали вместе с детьми, как легче таблицу запомнить методом “образных крючков” и “последовательных ассоциаций” (в идеале, может быть, этого не надо делать).

Сначала во время ответа дети называют и сюжеты, и числа. После этого учитель дает установку на тё, чтобы дети называли только числа, без сюжета.. Это получается, как правило, не сразу. Некоторым ученикам надо проговорить сюжет 2—4 раза вслух, чтобы затем от него отказаться и вспоминать только числовые значения.

И вот что получилось, для каждой цифры от 2 до 9 (по столбцам таблицы) мы подобрали образ животного, например:

Каждый столбик таблиц состоит из искомого произведения множителей, знака “равенства” и результата умножения. Множители каждого столбика становятся животными, которые встречаются друг с другом. А произведение двух сомножителей — это содержание их встречи.
Например, 5 х 6= 30. Здесь 5— кенгуру, 6 —улитка, 30 — это горы (З) и солнце (О). Сюжет таков: когда кенгуру встретила свою давнюю знакомую улитку, то пригласила ее в горы, для того чтобы там хорошо по- загорать под ярким солнцем. Это они и сделали.
для первой строки каждого столбика таблицы можно использовать образ зеркала — на цифру один. Каждый герой сюжета, глядя в зеркало, видит себя (2 х 1=2; 3х1=З и т.д.).

Все придуманные ситуации надо представить или нарисовать. Визуализация сюжета позволяет крепче усвоить таблицу. По мере приближения к последнему столбику таблицы количество запоминаемых примеров уменьшается, так как используется правило перестановки множителей. Пусть ребенок сам придумывает зверей и сюжеты. В будущем это может быть полезным при запоминании формул физики и химии.

Игра. Начни сначала
Игра значительно увеличивает объем памяти, концентрацию внимания. Желательно больше десяти вопросов не задавать —для большей динамики и снижения утомляемости.

Игрок выбирает предмет,от имени которого он говорит. Ему задают вопросы. Он уточняет свои свойства. А потом постоянно повторяет сказанное:

Я –ЧАЙНИК.-говорит игрок.

КАКОЙ?

Я ЧАЙНИК КРАСНЫЙ.- говорит игрок

ЧТО ЛЮБИШЬ?

Я ЧАЙНИК КРАСНЫЙ, ЛЮБЛЮ СВИСТЕТЬ- говорит игрок.

ТЫ КАКОЙ ФОРМЫ?

Я ЧАЙНИК КРАСНЫЙ, КРУГЛЫЙ, ЛЮБЛЮ СВИСТЕТЬ.- говорит игрок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: