Ом шантих шантих шантих

“Да пребудет мир на небесах, на небе и на земле, пусть мирно текут все воды во вселенной, путь мирно растут травы и кусты; да принесут все божественные создания, брахманы и вайшнавы мир всем нам, и да будет мир всем, и только мир”. (Ваджасанейи-самхита, 36.17.)

XXIV.28. Вайшнава-сева

+Жрецу должна быть дана дакшина.

+Обычно размер вознаграждения оговаривается предварительно между жрецом и проходящими обряд (хотя, такое пожертвование должно даваться из чувства долга). То, что жрец, таким образом, проводит этот обряд по найму, снимает с него до определенной степени карму, которую он берет на себя при его совершении. Дакшина - это дополнительное вознаграждение, которое дают жрецу после проведения церемонии, она может представлять собой деньги, одежду, продукты и т.д., - это подарок в знак признательности.

XXIV.29. Угощение Всех Вишну-прасадом

видхи-хинам асрштаннам

мантра-хинам адакшинам

шраддха-вирахитам йаджнам

тамасам паричакшате

“Любое жертвоприношение, исполненное без соблюдения предписаний шастр, без раздачи прасада (духовной пищи), без пения ведических гимнов и без вознаграждения жрецов, и без веры, считается находящимся в гуне невежества”. (Б.г. 17.13)

Примечания:

*141:См. Панчаратра Прадипу, книга была составленна Отделом Джи Би Си по Исследованию Поклонения Божеству, ISKCON GBC Press, Маяпур, 1994 г., в двух томах.

*142: Если на вас одет харинама-чадар, вы должны быть осторожны, чтобы не сидеть на нем и не носить его ниже бедер.

*143: Проведение упрощенной хомы описывается в конце этого раздела.

*144: В отличие от того, как это принято делать в Бенгалии, совершая ачаман не нужно брать в руку свой шнур упавита или наматывать его на большой палец, поскольку, касаясь ладони губами, вы можете осквернить его. Вполне достаточно воды, при этом, не разбрызгивайте ее по всему полу вокруг себя.

*145: Ладонь делится на пять частей, каждая из которых используется для предложения воды в ритуалах, посвященных разным личностям: так, кончики пальцев, собранные вместе, называются дева-тиртхой, и служат для предложения тарпаны Вишну; место на ладони между большим и указательным пальцем называется питри-тиртха и его используют, предлагая воду предкам; часть ладони у основания мизинца называется кайа-тиртха, она служит для поднесения воды людям; центральная часть ладони называется агни-тиртха и ее окропляют водой при прокшане; часть руки, расположенная у основания большого пальца, называется брахма-тиртха, и с нее отпивают воду во время очистительного ритуала (ачамана).

Делая ачаман, человек касается разных частей тела. Каждый орган тела является энергетическим центром, со своим, отвечающим за него, божеством (девата). Как говорит автор Смрити Санкхи, во рту находятся Ганга и Ямуна, в носу - двое Ашвини кумар, в глазах - солнце и луна, в ушах - ветер (хотя в правом ухе также обитают все священные реки); в области плеч расположены все деваты, и на макушке головы - Параматма.

Каждый палец также имеет свое божество: за большой палец отвечает Агни, за указательный - Вайу, за средний - Праджапати, за безымянный - Сурья (таким образом, этот палец связан с глазами), а за мизинец - Индра.

Большой палец дает освобождение; указательный используют насылая проклятия; средний дарует совершенство в дхарме, мизинец дарует мир, а безымянный - мистические совершенства (сиддхи).

*146: Одна ашта - это расстояние от локтя до кончика среднего пальца. А мушти - это ширина кулака.

*147: Перед тем, как, для очщения места, окропить пол, нужно произнести мантру: ом страйа пхат.

*148: Анкуша-мудра символизирует стрекало погонщика слона. Призывая в сосуд с водой священные реки, коснитесь средним пальцем правой руки поверхности воды, (но нельзя касаться воды ногтями). При этом большой палец должен быть соединен с безымянным и мизинцем, а указательный - согнут в среднем суставе под уголом 90°, перпендикулярно серднему пальцу.

*149: Сандаловой пастой, используя вторую фалангу указательного пальца, нарисуйте мандалу в форме лотоса с восмью лепестками, или чакра-мандалу (шестиконечную звезду) на месте, где будут установлены веды. Посыпьте сверху рис и поставьте сосуд, произнося мантру: ом адхара-шактайе намах.

Повторите эту же процедуру со всеми четырьмя сосудами. На востоке должна располагаться Риг Веда, на юге - Сама Веда, на западе - Яджур Веда, а на севере - Атхарва Веда.

Налейте в сосуды немного воды. Затем поместите туда также немного риса с куркумой и траву, такую, как дурва.

На горлышко сосуда положите манговые листья (или другие листья).

Поверх листьев положите кокос (при этом у него должна оставаться его “шикха”), так, чтобы он придерживал листья в горлышке сосуда.

С восточной стороны установите Риг Веду, сделав пранама-мудру и произнеся мантру:

ом риг-ведайа намах

авахайами стхапайами

Затем сделайте авахани-мудру (приглашая веду занять свое место) и санниродхани-мудру (прося ее остаться на церемонию).

Проведите арати, предлагая дхупу, дипу, пушпу, гандху и найведам.

С южной стороны установите тем же способом Сама Веду, произнося мантру:

ом сама-ведайа намах

авахайами стхапайами

С западной стороны установите Яджур Веду с мантрой:

ом йаджур-ведайа намах

авахайами стхапайами

+Четыре Веды можно установить все сразу, произнеся с пранама-мудрой мантру:

ом чатур-ведебхйо намах

авахайами стхапайами

и затем прделожив каждый предмет арати одновременно всем ведам с мантрой: ом чатур-ведебхйо намах.

*150:.........: имя жреца, например: ачйута-готра кршна-дасах.

*151:..........: название самскары, например: виваха-самскара.

*152: Когда самскара проводится для себя.

*153: Когда она проводится для других.

*154:..................: имя жреца, например: ачйута-готра кршна-дасах.

*155:..........: название самскары, например: виваха-самскара.

*156: Когда самскара проводится для себя.

*157: Когда она проводится для других.

*158: Можно также разжигать костер с помощью лучины дерева аруни, как это делалось в древние ведические времена.

Для этого нужно тереть неболькую палочку аруни о большой брусок (формы кирпича) дерева аруни, используя для этого веревку (на подобие устройства для всбивания масла). При этом нужно повторять специальную мантру. И тогда кусочки дерева раскалятся до красна, как угольки.

Эти угольки помещают на тонкие сухие поленья и раздувают их, так, чтобы занялся огонь.

*159: Наример, огонь на инициации называется самудбхава, тогда мантра будет звучать так:

ом самудбхава намагне

ихагаччха анге твам самудбхава намаси.

*160: Диг-бандхана: Хлопните указательным и средним пальцами правой руки о ладонь левой руки, затем щелкните пальцами правой руки над головой в десяти направлениях (начиная с востока, затем - юго-востока.., кончая низом), чтобы “закрыть” десять сторон света.

*161: Если вы используете сандаловую пасту, то окуните в нее цветок, и предложите его огню, произнося мантру:

идам сугандха-пушпам (имя огня) намагнайе намах.

*162: Если вы предлагаете больше одного цветка, то мантра будет тогда другой: этани пушпани (имя огня) намагнайе намах.

*163: Это можно сделать также и позже, (скажем, в конце йаджны), прочитав про себя гайатри и предложив огню гхи с мантрой сваха.

*164: Произнесите:

ом амртапастаранам аси сваха

Предложите Господу воды перед приемом пищи, действующей в этом случае подобно нектару.

Правой рукой сделайте над бхогой прана-мудру и повторите мантру:

ом пранайа сваха

(при этом безымянный палец и мизинец должны касаться большого пальца)

ом апанайа сваха

(средний и указательный палец касаются большого пальца)

ом вйанайа сваха

(безымянный и средний пальцы касаются большого пальца)

ом уданайа сваха

(безымянный, средний, и указательный пальцы касаются большого пальца)

ом саманайа сваха

(четыре пальца касаются большого пальца).

*165: Есть еще один способ очищения гхи:

+ две травинки куша оберните третьей травинкой, длинной в одну прадешу. Оторвите концы этой третьей травинки, не исползуя ногтей, произнося при этом следующую мантру:

ом праджапатих вишнух рших гайатри чхандах

павитре вишну девате павитра -

чхедане винийогах

ом павитре-стхо вайшнавебхйах

Окрапите траву водой, повторяя:

ом праджапатих вишнух рших гайатри чхандах

павитре вишну девате павитра-марджане винийогах

ом вишнох манаса путе стхах

+ Возьмите траву за верхнюю часть большим и безымянным пальцами правой руки, ладонью вверх, а другой конец травы - большим и безымянным пальцами левой руки, также держа ладонь вверх. Окуните траву куша в гхи и предложите стекающее с нее гхи огню, произнося при этом мантру:

ом праджапатих вишнух рших гайатри чхандах

аджйам вишнух девата аджйотплаване винийогах

ом девс тва савитотпунату аччхидрена

павитрена васах сурйаса рашмибхих сваха

+Повторите эту операцию еще два раза, но без мантры.

+Окропите кушу водой.

+Завяжите траву узлом и бросьте в огонь.

Если нет в наличие свежей травы куша, можно использовать сухую, но перед употреблением замачите ее на пару часов в воде.

*166: Есть и более сложный способ.

*167: Следует отметить, что эта самая первая маха-вйахрти-хома, упомянутая здесь как часть кушандики (подготовки к самскаре), будет снова упоминаться (под тем же названием) в начале каждой последующей самскары, представленной в книге. Маха-вйахрти-хома представляет собой своего рода ключ ко всем шастрам (начиная от Риг или Сама Веды и до тантр, панчаратры и т.д.).

*168: Имя арча-виграхи Господа, присутствующей на йаджне. Если Их много, то предложите возлияние каждому из Них.

*169: Если у проходящих обряд разные гуру, то следует предложить по одному возлиянию для каждого из них.

*170: Шрила Прабхупада обычно просил каждого повторять за ним эту мантру по слову, так же, как и “сваха”.

XXV. Хома

(Упрощенная процедура)

+Подбор параферналий:

Для церемонии необходимы:

* Готовая йаджна-кунда (вылитая из меди, ее можно приобрести в Индии) или же квадратный кусок фанеры, размером 30x30 см, 60x60 см или 90x90 см - в зависимости от степени важности йаджны.

* Чистые кирпичи.

* Чистый песок.

* Дрова для костра (не берите сырых или гнилых), лучше всего использовать дрова из сухого и твердого дерева; поленья не должны быть толстыми, и длинной должны быть в две прадеши (прадеша - это расстояние от кончика большого пальца до кончика указательного пальца). Для йаджны можно также использовать дерево туласи. Особо благоприятное воздействие этого дерева подтверждается писаниями (разумеется, используется дерево мертвых растений).

*жидкое гхи в миске с черпаком (шрува и шрук).

*поднос для арати с:

* благовониями,

* лампадкой с фитилями на гхи,

* цветами,

* цветочными лепестками,

* чанданой (сандаловой пастой),

* несколькими бананами или смесью из сухофруктов с самагри и сухими листьями туласи,

* колокольчик,

* лампадка с фитилем на гхи, или свеча, для разожжения огня,

* немного камфары,

* панча-патра, небольшая салфетка, тряпичная или бумажная, для вытирания рук,

* спички или зажигалка,

* пучок сухой травы куша для разожжения огня, или же большая щепка, смазанная камфарой, или лучина, обернутая в ткань, пропитанную гхи.

* асана для жреца и для тех, от чьего имени совершается йаджна.

* миска со смесью для предложения из ячменя, семян сезама и гхи (некоторые добавляют также рис, пшеницу и калинджи).

* Несколько цветочных гирлянд для проходящих самскару

+Выложите дрова так, чтобы можно было зажечь костер.

+Прочтите свасти-вачану.

+Сделайте санкалпу.

+Жрец должен сам сделать ачаман, и другие должны сделать ачаман под его руководством.

+Агни-стхапана.

+Агни-авахана.

+Агни-пуджа.

+Вишну-стути.

+Свастика.

+Джйа-самскара.

+Шрува-самскара.

+Агни-парйукшана.

+Маха-вйахрити-хома.

После этого жрец продолжает церемонию в соответствии с тем, как должна проходить та конкретная самскара, которую он собирается провести.

XXVI. Виваха-самскара

XXVI.1. Подготовка

+Утром жрец должен добросоветсно выполнить свои утренние обязанности (снана, джапа, пуджа и т.д.). Он должен подготовить жертвенную арену для самскары, как описано в предыдушем разделе.

+Цветочные гирлянды и обручальные кольца нужно заранее освятить, дав их пуджари, чтобы он коснулся ими стоп Божеств три раза. Пуджари предлагает гирлянды и кольца Божествам, и возвращает их жрецу.

#Если обряд проходят члены индийской общины, то подготовьте специально:

* немного дутого риса для ладжа-хомы. Если его достать нельзя, то используйте вареный длинный рис, обжаренный после варки во фритюре (на гхи).

* камень (или каменный жернов) для ашмакарманы.

* немного рисовой муки, чтобы начертить круги для сапта-пади (семи шагов).

#Когда все будет готово, жрец должен убедиться в том, что все участники обряда сидят на своих местах и готовы к церемонии. Он может либо раздать им напечатанную программу церемонии, либо непосредственно рассказать о предстоящей церемонии, или совместить и то, и другое.

XXVI.2. Милани и Мадхупарка

+Родственники невесты приглашают жениха зайти и принимают его с почестями.

+Мать невесты приветствует его, предлагая ему лампадку, вращая ее, как это делается во время арати.

+Отец невесты, или его представитель, одевает на него цветочную гирлянду.

+Брат невесты, или отец, наносят на лоб жениха сандаловую пасту, используя для этого цветок, или штамп со святыми именами Господа.

+Он же предлагает жениху немного чаранамриты или мадхупарки (а также воду, чтобы омыть ему руку после того, как он попьет):

* он наливает в ладонь жениху три ложки жидкости, произнося при этом (все мантры может повторять жрец):

акала-мртйу-харанам

сарва-вйадхи-винашанам

вишнор падодакам питва

шираса дхарайамй ахам

“Испив воды с лотосных стоп Господа Вишну, уничтожающей все болезни, и ограждает от опасности преждевременной смерти, я окроплю этой водой свою голову”.

XXVI.3. Гуру-пранама

+Жених выражает свое почтение духовному учителю (например: А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде), и садится на свое место (слева).

XXVI.4. Даршана

+В комнату под трубные звуки раковины входит невеста, сопровождаемая своими подругами. Замужняя женщина одевает на нее цветочную гирлянду. Невеста садится на свое место рядом с будущим мужем (справа от него)*171.

#Голова невесты не должна быть покрыта, так, чтобы жених смог оценить ее красоту.

#Невеста должна сидеть справа от жениха.

XXVI.5. Свагата

+Приветственная речь.

* Три брахмана должны бросить в огонь акшаты, (риса, смешанного с куркумой), после произнесения каждой мантры (три раза):

*ом ашйа кармана пунйахам баванто бхруванту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: