Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Формирование нравственных ц е н н о с т е й м о л о д е ж и к а к п с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к а я п р о б л е м а .. 7
1.1. Понятие и сущность нравственной культуры.. 7
1.2. Методы формирования нраввственных ценностей и воспитаия нравственной культуры.. 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.. 14
2.1. Описание целей и задачи исследования. 14
2.2. Анализ экспериментальных данных. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
Список литературы: 31
Приложения.. 34
ВВЕДЕНИЕ
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь И С С Л Е Д О В А Н И Я . С о ц и а л ь н о -э к о н о м и ч е с к и е п р е о б р а з о в а н и я , п р о и с х о д я щ и е в с о в р е м е н н о м р о с с и й с к о м о б щ е с т в е , з н а ч и т е л ь н о и з м е н и л и е г о с о ц и о к у л ь т у р н у ю ж и з н ь , о т р а з и л и н а и б о л е е р а д и к а л ь н ы е п е р е м е н ы , п р о и с х о д я щ и е в н е м , к а к в с о ц и о э к о н о м и ч е с к о м и п о л и т и ч е с к о м п л а н е , т а к и в с ф е р е м о р а л и . С о д н о й с т о р о н ы , в о б щ е с т в е н а к о п л е н о г р о м н ы й д у х о в н о -н р а в с т в е н н ы й о п ы т , ш и р о к о е п р и з н а н и е п о л у ч и л и и д е и г у м а н и з м а , д о б р а , с п р а в е д л и в о с т и . С д р у г о й с т о р о н ы , д е ф и ц и т м о р а л ь н ы х о р и е н т и р о в и о б р а з ц о в п о в е д е н и я п р и в е л к я в л е н и я м д е г у м а н и з а ц и и и а м о р а л и з м а в с о в р е м е н н о м о б щ е с т в е , а м б и в а л е н т н о с т и м о р а л ь н ы х в о з з р е н и й , о б е с с м ы с л и в а н и ю в н у т р е н н е г о м и р а л и ч н о с т и .
О с о б о е з н а ч е н и е в н р а в с т в е н н о м в о с п и т а н и и п о д р о с т к о в п р и о б р е т а е т х у д о ж е с т в е н н о е о б р а з о в а н и е в у с л о в и я х д е я т е л ь н о с т и д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и й . И с к у с с т в о к а к о с о б а я ф о р м а х у д о ж е с т в е н н о -т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и л ю д е й , о б л а д а я с п о с о б н о с т ь ю п о с т и ж е н и я , г л у б и н о й о б о б щ е н и я д е й с т в и т е л ь н о с т и , в ы р а ж е н н о г о в э м о ц и о н а л ь н о -ч у в с т в е н н о й ф о р м е х у д о ж е с т в е н н ы х о б р а з о в , я в л я е т с я н е о б х о д и м ы м у с л о в и е м о с в о е н и я с и с т е м ы н р а в с т в е н н ы х ц е н н о с т е й . Д е т с к и е т в о р ч е с к и е о б ъ е д и н е н и я п р е д о с т а в л я ю т в о з м о ж н о с т ь г а р м о н и ч н о г о с о ч е т а н и я с о з е р ц а т е л ь н о г о и а к т и в н о -т в о р ч е с к о г о о т н о ш е н и я к ц е н н о с т я м к у л ь т у р ы и и с к у с с т в а , в к л ю ч а я в с е б я р а з л и ч н ы е в и д ы , ф о р м ы и п р и н ц и п ы о б р а з о в а т е л ь н о й и в о с п и т а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и , н а п р а в л е н н ы е н а и н д и в и д у а л ь н о е р а з в и т и е к а ж д о г о о б у ч а ю щ е г о с я , н а у д о в л е т в о р е н и е е г о э м о ц и о н а л ь н ы х , и н т е л л е к т у а л ь н ы х , п о з н а в а т е л ь н ы х , с о ц и а л ь н ы х и д р у г и х п о т р е б н о с т е й .
С Т Е П Е Н Ь Р А Р А Б О Т А Н Н О С Т И П Р О Б Л Е М Ы И С С Л Е Д О В А Н И Я . П р о б л е м е н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в п о с в я щ е н ы р а б о т ы Е .В . Б о н д а р е в с к о й , И .С . М а р ь е н к о , Л .И . Р у в и н с к о г о , И .Ф . Х а р л а м о в а , В .А . С л а с т е н и н а , P .A . В а л е е в о й , Р .Х . Ш а к у р о в а и д р ., и с с л е д о в а н и я Т .А . С п и в и н с к о й , C .B . А л а б ж и н а , C .B . К о ч н е в о й и т .д . В о п р о с ы н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я с р е д с т в а м и и с к у с с т в а о с в е щ а ю т с я в р а б о т а х Б .М . Н е м е н с к о г о , В .А . Р а з у м н о г о , М .С . К а г а н а , В .Ш . М а с л е н н и к о в о й , в и с с л е д о в а н и я х Г .М . С и н д и к о в о й , Г .С . А р к а в и й и д р .
Ц Е Л Ь И С С Л Е Д О В А Н И Я : в ы я в и т ь , т е о р е т и ч е с к и и э к с п е р и м е н т а л ь н о о б о с н о в а т ь п е д а г о г и ч е с к и е у с л о в и я ф о р м и р о в а н и я н р а в с т в е н н о й к у л ь т у р ы м о л о д е ж и .
О Б Ъ Е К Т И С С Л Е Д О В А Н И Я : п р о ц е с с н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в .
П Р Е Д М Е Т И С С Л Е Д О В А Н И Я : р е а л и з а ц и я к о м п л е к с а п е д а г о г и ч е с к и х у с л о в и й н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в .
В п р о ц е с с е и с с л е д о в а н и я б ы л а в ы д в и н у т а Г И П О Т Е З А : н р а в с т в е н н о е в о с п и т а н и е п о д р о с т к о в б у д е т э ф ф е к т и в н ы м , е с л и :
1 ) р е а л и з у ю т с я п е д а г о г и ч е с к и е у с л о в и я н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а в д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я х : у ч е т в о з р а с т н ы х о с о б е н н о с т е й п о д р о с т к о в в п р о ц е с с е х у д о ж е с т в е н н о -т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и , о б о г а щ е н и е о б р а з о в а т е л ь н о г о п р о ц е с с а т в о р ч е с к и х к о л л е к т и в о в х у д о ж е с т в е н н о -э с т е т и ч е с к о й н а п р а в л е н н о с т и н р а в с т в е н н о -с о д е р ж а т е л ь н ы м а с п е к т о м , э м о ц и о н а л ь н о е с т и м у л и р о в а н и е н р а в с т в е н н о -м о т и в и р о в а н н о й х у д о ж е с т в е н н о -т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и п о д р о с т к о в ;
2) в о с п и т а т е л ь н ы й п р о ц е с с о р г а н и з у е т с я н а о с н о в е н а у ч н о о б о с н о в а н н о й м о д е л и н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а в д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я х , в к л ю ч а ю щ е й ц е л е в о й , с о д е р ж а т е л ь н ы й , п р о ц е с с у а л ь н ы й и д и а г н о с т и к о -р е з у л ь т а т и в н ы й к о м п о н е н т ы ;
3) р а з р а б о т а н ы к р и т е р и и , п о з в о л я ю щ и е о т с л е ж и в а т ь д и н а м и к у у р о в н е й и р е з у л ь т а т и в н о с т ь н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а в д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я х .
В с о о т в е т с т в и и с ц е л ь ю , о б ъ е к т о м , п р е д м е т о м и г и п о т е з о й и с с л е д о в а н и я б ы л и п о с т а в л е н ы с л е д у ю щ и е З А Д А Ч И :
1. И с с л е д о в а т ь п о н я т и е и ф у н к ц и и н р а в с т в е н н о й к у л ь т у р ы ;
2. И з у ч и т ь м е т о д ы ф о р м и р о в а н и я н р а в с т в е н н ы х ц е н н о с т е й н р а в с т в е н н о й к у л ь т у р ы , о п р е д е л и т ь с у щ н о с т н ы е х а р а к т е р и с т и к и н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а и п р о а н а л и з и р о в а т ь о с о б е н н о с т и в з а и м о д е й с т в и я и с к у с с т в а и м о р а л и в н р а в с т в е н н о м р а з в и т и и л и ч н о с т и .
3. В ы я в и т ь , т е о р е т и ч е с к и и э к с п е р и м е н т а л ь н о о б о с н о в а т ь к о м п л е к с п е д а г о г и ч е с к и х у с л о в и й , р а з р а б о т а т ь и а п р о б и р о в а т ь м о д е л ь п р о ц е с с а н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а в д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я х .
М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К О Й О С Н О В О Й и с с л е д о в а н и я с т а л и : т е о р и я и с к у с с т в а ( Б .М . Н е м е н с к и й , Я . М у к а р ж о в с к и й , B .C . Ж и д к о в , К .Б . С о к о л о в , И .С . К о н , Ю .Б . Б о р е в , Ю .У . Ф о х т -Б а б у ш к и н и д р .) и м о р а л и ( A .A . Г у с е й н о в , С .Ф . А н и с и м о в , А .И . Т и т а р е н к о , Р .Г . А п р е с я н и д р .) , о с н о в н ы е и д е и п о с т м о д е р н и з м а ( Д .А .С и л и ч е в , И .П . И л ь и н , Ж .-Ф . Л и о т а р , О .Б . В а й н ш т е й н и д р .) , о с н о в н ы е и д е и т е о р и и н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я ( О .С . Б о г д а н о в а , И .С . М а р ь е н к о , Л .И . Р у в и н с к и й , В .Э . Ч у д н о в с к и й , И .Ф . Х а р л а м о в и д р .) , и д е и г у м а н и с т и ч е с к о г о ( Ш .А . А м о н а ш в и л и , P .A . В а л е е в а , Г .Б . К о р н е т о в , Л .П .
Р а з б е г а е в а , A .A . М и л ь г р а м и д р ..
Д л я р е ш е н и я п о с т а в л е н н ы х з а д а ч б ы л и и с п о л ь з о в а н ы с л е д у ю щ и е М Е Т О Д Ы И С С Л Е Д О В А Н И Я : т е о р е т и ч е с к и е ( а н а л и з ф и л о с о ф с к о й , д и д а к т и ч е с к о й , п с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к о й , и с к у с с т в о в е д ч е с к о й , к у л ь т у р о л о г и ч е с к о й , м е т о д и ч е с к о й , с о ц и о л о г и ч е с к о й л и т е р а т у р ы п о и с с л е д у е м о й п р о б л е м е , м о н о г р а ф и ч е с к о е и з у ч е н и е л и ч н о с т и п о д р о с т к а ) ; э м п и р и ч е с к и е ( и з у ч е н и е и а н а л и з п е р е д о в о г о п е д а г о г и ч е с к о г о о п ы т а , п е д а г о г и ч е с к о й д о к у м е н т а ц и и , в к л ю ч е н н о е и н е в к л ю ч е н н о е н а б л ю д е н и е ; а н к е т н ы й о п р о с ; т е с т и р о в а н и е , а н а л и з т в о р ч е с к и х р а б о т ) ; с т а т и с т и ч е с к и е ( м а т е м а т и ч е с к а я и с т а т и с т и ч е с к а я о б р а б о т к а п о л у ч е н н ы х д а н н ы х ) .
Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н О Й Б А З О Й и с с л е д о в а н и я я в и л а с ь ш к о л а и н т е р н а т 8 в и д а № 1 г . Д а н к о в а Г Б ( О ) ( С К ) О У С ( К ) О .
И с с л е д о в а н и е п р о в о д и л о с ь в т р и в з а и м о с в я з а н н ы х э т а п а .
П е р в ы й э т а п в к л ю ч а л и з у ч е н и е и т е о р е т и ч е с к и й а н а л и з ф и л о с о ф с к о й , п с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к о й , с о ц и о л о г и ч е с к о й , к у л ь т у р о л о г и ч е с к о й и и с к у с с т в о в е д ч е с к о й л и т е р а т у р ы п о п р о б л е м е и с с л е д о в а н и я .
В т о р о й э т а п п р е д п о л а г а л п р о д о л ж е н и е т е о р е т и ч е с к о г о и с с л е д о в а н и я п р о б л е м ы , т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е п о д х о д а к п р о е к т и р о в а н и ю м о д е л и н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я п о д р о с т к о в .
Т р е т и й э т а п ( п р е д п о л а г а л о б р а б о т к у и а н а л и з п о л у ч е н н ы х р е з у л ь т а т о в э к с п е р и м е н т а л ь н о й р а б о т ы п о н р а в с т в е н н о м у в о с п и т а н и ю п о д р о с т к о в с р е д с т в а м и и с к у с с т в а в д е т с к и х т в о р ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я х , и х т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е ; ф о р м у л и р о в а н и е н а у ч н ы х в ы в о д о в и о ф о р м л е н и е р а б о т ы .
Р а б о т а с о с т о и т и з в в е д е н и я , д в у х г л а в , з а к л ю ч е н и я , с п и с к а л и т е р а т у р ы и п р и л о ж е н и й .
Г Л А В А I . Ф о р м и р о в а н и е н р а в с т в е н н ы х ц е н н о с т е й м о л о д е ж и к а к п с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к а я п р о б л е м а
1.1. П о н я т и е и с у щ н о с т ь н р а в с т в е н н о й к у л ь т у р ы
« К у л ь т у р а ( о т л а т . c u l t u r a - в о з д е л ы в а н и е , в о с п и т а н и е , о б р а з о в а н и е , р а з в и т и е , п о ч и т а н и е ) , и с т о р и ч е с к и о п р е д е л ё н н ы й у р о в е н ь р а з в и т и я о б щ е с т в а и ч е л о в е к а , в ы р а ж е н н ы й в т и п а х и ф о р м а х о р г а н и з а ц и и ж и з н и и д е я т е л ь н о с т и л ю д е й , а т а к ж е в с о з д а в а е м ы х и м и м а т е р и а л ь н ы х и д у х о в н ы х ц е н н о с т я х .” [ 8 ,c .4 3 ]
« Н р а в с т в е н н о с т ь - о д и н и з о с н о в н ы х с п о с о б о в н о р м а т и в н о й р е г у л я ц и и д е й с т в и й ч е л о в е к а в о б щ е с т в е ; о с о б а я ф о р м а о б щ е с т в е н н о г о с о з н а н и я и в и д о б щ е с т в е н н ы х о т н о ш е н и й .» [ 1 2 ,c .3 4 ]
« Н р а в с т в е н н у ю к у л ь т у р у с п р а в е д л и в о с ч и т а ю т о д н о й и з н а и б о л е е з н а ч и м ы х с о ц и а л ь н ы х ц е н н о с т е й . Е е ц е м е н т и р у ю щ е е в о з д е й с т в и е н а с о х р а н е н и е ц е л о с т н о с т и ч е л о в е ч е с к о г о с о о б щ е с т в а и н а о б л а г о р а ж и в а н и е ч е л о в е ч е с к и х о т н о ш е н и й м а л о к т о п о д в е р г а е т с о м н е н и ю . Н а п р о т я ж е н и и в е к о в н р а в с т в е н н а я к у л ь т у р а о б щ е с т в а с к л а д ы в а л а с ь н а о с н о в е с о в о к у п н о г о о б щ е с т в е н н о г о о п ы т а , п о з и т и в н ы е в ы в о д ы к о т о р о г о п р и н и м а л и ф о р м у о б ы ч а е в и т р а д и ц и й . В и с т о р и и к у л ь т у р ы п о н я т и я о д о б р е и з л е в ы р а б а т ы в а л и с ь н е н а о с н о в е т о г о , ч т о п р е д с т а в л я е т д о б р о и л и з л о д л я о т д е л ь н о г о ч е л о в е к а , а н а т о м , ч т о с о с т а в л я е т д о б р о и л и з л о д л я в с е г о р о д а .[ 1 6 ,c .1 2 2 ]
С о д е р ж а н и е н о р м ж и з н и о б щ е с т в а , о с н о в ы в а л о с ь н а ч у в с т в е н н о м п о з н а н и и в п р о ц е с с е н а б л ю д е н и я м н о г о к р а т н о г о п о в т о р е н и я в п о в е д е н и и о к р у ж а ю щ и х . О т к л о н е н и е п о в е д е н и я ч е л о в е к а о т о б щ е п р и н я т ы х с т а н д а р т о в п р а к т и ч е с к и б ы л о н е в о з м о ж н о , т а к к а к н е