Естественный нравственный закон, казалось бы, должен направлять каждого человека на путь добра. Но его главный выразитель совесть, по причине греховной жизни, плохого воспитания, влияния общества помрачается, искажается, извращается в сознании человека. Естественный нравственный закон по этой причине с течением времени перестал надежно руководить его к спасению и истинному богоугождению. Поэтому Господь дал людям в помощь их немощной совести Богооткровенный нравственный закон, в котором требования воли Божией излагаются ясным языком. Необходимость дарования этого закона, таким образом, вызвана умножившеюся греховностью человека. Оттого ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Преступлений ради приложися» (Гал. 3:19).
Богооткровенный нравственный закон не есть что-то чуждое человеку. Он говорит то же самое, что и естественный закон, который неизгладимо написан в сердцах людей. Оба этих закона говорят о любви к Богу и ближнему. Но богооткровенный закон имеет следующие преимущества:
– Он проясняет, конкретизирует содержание естественного.
– Будучи записан, он сохраняется от поколения к поколению без искажений.
– Богооткровенный закон при содействии благодати способен возвести человека к совершенству, которое недостижимо с помощью одного естественного нравственного закона.
Богооткровенный закон разделяется на ветхозаветный или Моисеев закон, и новозаветный или Евангельский. Соответственно, первый был сообщен людям чрез ветхозаветных патриархов и пророков, а второй – через Господа Иисуса Христа и Его апостолов.