В процессе осмотра места происшествия чаще всего обнаруживаются следы шин транспортных средств, которые могут быть как объемными, так и поверхностными. Последние могут быть следами наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивными и негативными. В зависимости от состояния колес следы делятся на следы качения и скольжения, движение юзом, пробуксовка.
С учетом того, находилось транспортное средство в состоянии покоя или двигалось, различают две группы следов:
1. Следы, образовавшиеся во время стоянки (остановки);
2. Следы, образовавшиеся в процессе движения.
Следует отметить, что информационная значимость данных следов не одинакова.
Так, на стоянке могут быть обнаружены следы всех колес, причем, объемные следы будут более глубокими, поверхностные - более интенсивными.
Следы, образовавшиеся в процессе движения могут быть образованы при прямолинейном движении, а также при развороте и повороте.
При прямолинейном движении следы передних колес не выявляются, так как они перекрываются следами задних колес (при движении вперед).
При прямолинейном движении, как правило, отображаются следы всех шин. А по следам разворота с применением заднего хода, кроме того, нужно определить и базу транспортного средства.
Следы шин содержат информацию о признаках транспортного средства, которые подразделяются на две основные группы:
1. технические характеристики транспортного средства и его шин, ряд других признаков, на основании которых устанавливается групповая принадлежность транспортных средств (тип модели).
2. признаки, которые индивидуализируют шины и могут быть использованы для идентификации. К таким признакам относятся признаки, возникающие в процессе производства, эксплуатации ремонта шин (трещин выкрашенности шин участка без рельефного рисунка, заплаты).
Чтобы определить тип и модель транспортного средства по следам колес, необходимо установить:
Ø количество колес;
Ø модель шин;
Ø колею передних и задних колес, базу.
В свою очередь модель шины определяется, исходя из ширины беговой дорожки, рисунка протектора, размерных характеристик основных элементов рисунка протектора.
Основываясь на вышеуказанных данных определение модели и типа транспортных средств по следам колес производится с использованием справочных материалов. Например: Сова Ф.П. «Следы шин автотранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике.» Москва, 1976 г.