Коррекция техники плавания кролем у детей методом координационно-силового тренинга

В плавании кроль – один из самых сложных стилей, в котором как руки, так и ноги работают попеременно, при этом на два гребка руками приходится 6 ударов ногами. Кроме того дополнительной сложностью является синхронизация движений с дыханием. Техника плавания формируется на начальном этапе подготовки, и возникающие ошибки на данном этапе исправить в будущем довольно сложно. Группа начальной подготовки в плавании, как правило, представлена детьми от 7 до 11 лет. В этом возрасте координационные и силовые способности у детей развиты недостаточно, в результате чего при обучении могут возникать ошибки в технике плавания кролем. Однако даже правильная техника может изменяться в худшую сторону на фоне естественного роста и развития организма.

Основной причиной большинства ошибок в технике плавания кролем является недостаточное развитие координационных способностей. Существует много ошибок, которые возникли из-за недостаточной приприорецептивной чувствительности (т.е. ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга). К таким ошибкам относится излишнее опускание в воду или поднимание головы над водой, излишний переворот на бок (или даже на спину) при дыхании, неправильный пронос рук. Немало ошибок возникает из-за недостаточно развитой координации, например, плохая согласованность работы рук и ног. Нередко встречается слабая работа ног при плавании кролем, однако ноги работают хорошо, если плавать без движений руками.

Для устранения таких ошибок часто используются подводящие и силовые упражнения, однако они недостаточно развивают координационные способности, необходимые для хорошего прогресса в технике. Мы считаем, что лучший способ коррекции техники в плавании кролем – это использование комплекса специфических координационных и координационно-силовых упражнений, направленных на устранение определенной ошибки в технике. Так как в плавании кролем координационные способности играют важную роль не только при освоении и совершенствовании техники, высокий уровень развития координации положительно влияет на проявление, как скоростно-силовых качеств, так и выносливости.

Разработанные нами комплексы координационных и координационно-силовых упражнений проводятся на суше в рамках ОФП и могут успешно применяться в условиях спортивных сборов для предотвращения ошибок и освоения техники кролем (табл.1).

Таблица 1

Координационные и координационно-силовые упражнения для коррекции техники плавания кролем

Блок Координационные упражнения Координационно-силовые упражнения
Блок 1 Развитие проприорецепции К-1.1. Отведение, приведение, сгибание разгибание рук в положении лежа с закрытыми глазами на спине или животе на заданные углы (30, 45, 60, 90°) КС-1.1. То же с небольшими отягощениями (с закрытыми глазами)
К-1.2. Удержание равновесия с открытыми и закрытыми глазами на подвижной платформе КС-1.2.Удержание равновесия на одной ноге, во время приседаний и т.д.
К-1.3. Удержание равновесия на овальном фитболе в положении лежа с открытыми и закрытыми глазами КС-1.3.То же с вытянутыми руками и ногами
Блок 2 Нервно-мышечные связи К-2.1.Жонглирование теннисными мячами, жонглирование мячами с разным весом. Упражнения из пальчиковой гимнастики в быстром темпе КС-2.1.Жонглирование утяжеленными мячами для метания. Игра в настольный теннис.
К-2.2.Игра на клавишном инструменте пальцами ног (большими и указательными). Принцип движения пальцев тот же, что при работе ногами в кроле. Рисование ногами простых геометрических фигур КС-2.2. Игра в футбол мячами разного диаметра и веса.
Блок 3 Специально-подготовительные упражнения К-3.1. Педалирование двумя руками Имитация работы рук кролем на эспандере КС-3.1.Гребля на байдарке, Имитация движения кролем руками с продавливанием педалей велосипеда. Подъем воды из колодца или работа на специальном тренажере
К-3.2. Из положения лежа правой половиной тела на скамейке, работать левой ногой и рукой. То же наоборот КС-3.2. Имитация работы ног кролем лежа на фитболе (ноги находятся в воздухе)
К-3.3. Упражнение на фитболе «Супермен» – одна рука тянется вперед, вторая прижата к телу, ноги прямые. То же с закрытыми глазами КС-3.3. Имитация работы рук кролем лежа на животе на фитболе (ноги закреплены или лежат на неподвижной поверхности) Имитация работы рук кролем лежа на животе на опоре с закрепленными ногами (туловище находится в воздухе, на поверхности лежат только ноги)

В таблице 1 упражнения представлены тремя блоками. Первый блок – упражнения, направленные на развитие проприорецепции. Второй блок – упражнения, направленные на улучшение нервно-мышечных связей. Упражнения второго блока сложны для освоения и требуют высокой концентрации внимания, поэтому необходимо вносить в тренировочный процесс больше положительных эмоций, а общая продолжительность упражнений второго блока должна составлять не больше 15 минут за одну серию. Третий блок – специально-подготовительные упражнения для плавания кролем. Упражнения следует выполнять по порядку сначала все упражнения первого блока, затем координационные упражнения второго и третьего блоков, далее включать в работу координационно-силовые упражнения этих же блоков.

       
   
 
 

Рис.1 Пропорции и порядок различных блоков координационных и координационно-силовых упражнений на суше в тренировочном процессе пловцов 7-11 лет.

Таким образом, в процессе работы был предложен комплекс координационных и координационно-силовых упражнений для коррекции техники плавания кролем. Кроме того, предложенный комплекс упражнений был опробован на небольшой группе спортсменов и привел к положительным результатам – улучшению техники и уменьшению времени преодоления дистанции.

Литература:

1. Маклауд Й. Анатомия плавания / Й. Маклауд; пер с англ. С.Э. Борич. – Минск: Попурри, 2011. 200с.

2. Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер / И.П. Нечунаев. – М.: ЭКСМО, 2012. 272 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: