Сопровождение процесса профессионального самоопределения молодежи как сфера осуществления профессиональной деятельности студентов и выпускников направления подготовки

«Организация работы с молодежью»

Для обеспечения реализации государственной молодежной политики и организации непосредственной работы с молодежью высшие учебные заведения России уже не первое пятилетие готовят специалистов в сфере работы с молодежью. Национальный исследовательский Томский государственный университет – активный участник процесса подготовки высококвалифицированных кадров по ста тридцати специальностям и направлениям подготовки для различных областей экономики, в том числе для сферы молодежной политики. Обучение специалистов социо-гуманитарного блока является специфическим направлением осуществления образовательного процесса, так как определяет необходимость широкопрофильной подготовки студентов для обеспечения их трудоустройства.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», занимают пограничное положение на рынке труда. Данная ситуация может быть объяснена особенностью мотивационных факторов выбора специальности. Так, по результатам проведенного опроса пятидесяти обучающихся1-5 курсов направления подготовки «Организация работы с молодежью» факультета психологии Томского государственного университета только 20 % респондентов указали «желание получать выбранную специальность» в качестве приоритетного фактора выбора. Кроме того, неоформленный запрос работодателей относительно выпускников данного профиля актуализирует проблему профессионального становления студентов. Поиск собственной ниши для осуществления профессиональной деятельности выпускников направления подготовки «Организация работы с молодежью» – одна из приоритетных задач, обеспечивающих процесс профессионального становления студентов.

Кафедра общей и педагогической психологии факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета, являющаяся выпускающей кафедрой студентов-организаторов работы с молодежью, создает условия для оформления траекторий карьерного становления будущих специалистов. Одно из направлений – сопровождение молодых людей в процессе профессионального самоопределенияи обеспечение организации данного процесса. Актуальность данной сферы профессиональной деятельности для организаторов работы с молодежью подтверждается выявленными дефицитами в профориентационной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями г. Томска:

– технологический дефицит (методики, практики и технологии) – используемые тесты, опросы, планы бесед разработаны без учета современных тенденций изменения рынка труда, а также не позволяют обеспечивать индивидуальное сопровождение личности в процессе профессионального самоопределения;

– кадровый и функциональный дефицит, характеризуется повышенной нагрузкой на специалистов, которые зачастую не имеют профильного образования, отсутствием четких нормативов и результатов осуществления профориентационной деятельности, а также несистемностью.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов – выпускников специальности, направления подготовки «Организация работы с молодежью» педагогическое сообщество университета реализует образовательную программу, включающую такие дисциплины как «Возрастная психология», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Психология профессионализма», «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи». Кроме того, среди площадок для прохождения студентами педагогической и производственной практики, отвечающие решению задач получения практического опыта работы с оптантами и развитию компетенций в данной области, можно выделить образовательные учреждения – школы, гимназии и лицеи, а также Отдел по новому набору и довузовской подготовки Томского государственного университета.

Включение студентов в деятельность Отдела по новому набору и довузовской подготовки для осуществления профориентационной работы со школьниками и абитуриентами способно решить несколько задач: во-первых, обеспечить процесс профессионального становления студентов-организаторов работы с молодежью, во-вторых, создать предпосылки для их карьерного продвижения, в-третьих, способствовать повышению качества набора на специальности и направления подготовки университета. Так, в рамках летней приемной кампании Томского государственного университета студентами и выпускниками направления подготовки «Организация работы с молодежью» был организован проект «135ое лето в ТГУ». Проект «135ое лето в ТГУ» – это открытая творческая площадка на территории Университетской рощи, которая направлена на формирование у старшеклассников и абитуриентов позитивного образа ТГУ как креативного, молодежного, открытого университета. Так, в рамках реализации проекта организаторы работы с молодежью выполняли спектр задач в области профориентации молодежи:

– подбор кадров и обеспечение работы команды проекта;

– консультирование абитуриентов по вопросам обучения на специальностях и направлениях подготовки, участия в спортивной, творческой, культурной и общественной жизни ТГУ, а также по вопросам социально-бытового характера;

– создание условий для вовлечения абитуриентов в творческую, интеллектуальную жизнь Томского государственного университета и г. Томска.

Данная деятельность была осуществлена с помощью нетрадиционных авторских профориентационных технологий, разработанных на основе имеющихся знаний в области профессионального становления личности и современных социогуманитарных практик. Среди данных технологий можно выделить организацию на базе купольной конструкции возле Главного корпуса ТГУ молодежной городской арт-площадки. За время работы данной площадки выпускники и студенты-организаторы работы с молодежью организовали более 20 молодежных мероприятий для абитуриентов, участниками и зрителями которых стали более 1000 человек. Отзывы абитуриентов и их родителей свидетельствуют об актуальности, уникальности, функциональности, креативности организованной площадки, что подтверждает наличие имеющегося потенциала у студентов-организаторов работы с молодежью в области сопровождения оптантов. Стоит отметить, что и сами студенты, получив подобный опыт, проявили заинтересованность в продолжении собственного развития в сфере сопровождения молодежи в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, на основе анализа опыта организации образовательного процесса, в том числе процесса и результатов практик, студентов специальности и направления подготовки «Организация работы с молодежью» Томского государственного университета можно сделать вывод о наличии у них потенциала к осуществлению сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи как основной сферы осуществления профессиональной деятельности.

Литература:

1. Адольф В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. – Красноярск:Поликом, 2007. – 190 с.

2. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е. Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.

3. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии: Учеб.пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, H. O. Садовникова. – М.:Высш. шк., 2005. – 159 с.

4. Национальный исследовательский Томский государственный университет [Электронный ресурс] / ТГУ: официальный сайт Томского государственного университета. – Электрон.дан. – Томск, [2013]. – URL: http://www.tsu.ru (дата обращения: 16.05.2013).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: