Хоккей – один из самых зрелищных и популярных олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность среди детей и подростков обусловлена большой зрелищностью, динамикой борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых приемов спортсменов.
Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке юных спортсменов. Требуется рациональное и эффективное осуществление тренировочного процесса на всех этапах многолетнего тренировочного цикла.
На современном этапе развития хоккея наблюдается склонность (тенденция) в отделении общей физической подготовки от общего тренировочного процесса. Тренера юных спортсменов все больше отдают предпочтение проведению ОФП в частных центрах спортивной подготовки. Основными причинами данного феномена являются:
1. Отсутствие зала рядом с хоккейной площадкой (кортом) с тренажерами и прочим спортивным инвентарем;
2. Экономия свободного времени тренера хоккейной команды;
3. Эмоциональное разнообразие для юных спортсменов, которое заключается в смене тренировочной обстановки и тренера;
4. Включение в общую физическую подготовку уникальных методик тренировки, используемых в частных центрах спортивной подготовки;
5. Индивидуализация тренировочных занятий в центрах спортивной подготовки по средствам разработки и проведения персональных и групповых программ.
На этапе предварительной подготовки (возраст 7-9 лет) и начальной специализации (10-12 лет) юных хоккеистов можно выделить следующие основные задачи общей физической подготовки:
1. Укрепление здоровья занимающихся;
2. Овладение широким кругом двигательных умений и навыков, в частности, основании техники естественных движений (бег, прыжки, метания и другие), повышение физической подготовленности;
3. Воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации и гибкости;
4. Повышение интереса к систематическим занятиям хоккеем;
5. Воспитание дисциплины, трудолюбия, коллективизма, и многих других качеств и черт характера.
В содержание занятий по ОФП на данном этапе входят:
1. вводная часть тренировочного занятия
– строевая подготовка;
2. подготовительная часть
– выполнение разминочных упражнений (беговые и на месте);
3. основная часть
– разнообразные физические упражнения (динамические и статические, с весом собственного тела и с отягощением, в парах и группах и т.д.) на развитие основных физических способностей;
– подвижные и спортивные игры;
– спортивные эстафеты;
4. заключительная часть тренировочного занятия
– выполнение разминочных упражнений;
– упражнения на растяжку (гибкость);
– упражнения на восстановление, расслабление.
Общая физическая подготовка улучшает двигательные возможности юных спортсменов, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. С этой целью используются широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие основных физических способностей: силы, выносливости, скорости, координации и гибкости.
На тренировочных занятиях юных хоккеистов по ОФП при развитии силы используются упражнения с повышенным сопротивлением:
– упражнения с внешним сопротивлением (гантели, набивные мячи, тренажеры, корды – резиновые амортизаторы, бег по песку и снегу);
– упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения, легкоатлетические прыжковые упражнения);
– изометрические упражнения (удерживание груза в пассивном напряжении мышц – статика, упражнения в активном напряжении мышц – динамика).
В качестве средств развития координационных способностей используются разнообразные физические упражнения, отвечающие следующим требованиям:
– преодоление координационных трудностей;
– требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий;
– являются новыми и необычными для исполнителя;
– выполняются при изменении движений и двигательных действий (условий).
Наиболее широкую и доступную группу средств для развития координационных способностей составляют общеподготовительные упражнения динамического характера. Это гимнастические упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалками и др.), выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела и его частей, элементы акробатики (кувырки, повороты, перекаты), упражнения в равновесии (в парах), челночный бег.
С целью совершенствования координационных способностей юных хоккеистов на тренировочных занятиях по ОФП применяются специальные упражнения: координационная лесенка (лесенка ловкости) и скоростные барьеры (барьеры ловкости) (13см и 30см).
Для развития скоростных способностей у юных спортсменов используются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Используются упражнения, воздействующие на различные компоненты скоростных способностей (быстрота реакции, скорость и частота выполнения движений, стартовая скорость) как с отягощением, так и без него, с максимальной скоростью и с резким изменением направления движения.
Основным средством развития выносливости являются физические упражнения циклического (бег, работа на велотренажере) и ациклического характера (гимнастические и легкоатлетические упражнения, а также упражнения, характерные для тяжелой атлетики). Данные упражнения выполняются в режиме стандартной или переменной непрерывной и интервальной нагрузки с учетом принципа доступности, систематичности и постепенности. Чаще в тренировочном процессе юных спортсменов для развития общей выносливости используются следующие методы: непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, круговая тренировка, метод повторного интервального упражнения, игровой и соревновательный методы.
Также в тренировочном процессе юных хоккеистов активно используются упражнения на развитие гибкости. Владение таким качеством как гибкость необходимо для полевых игроков, и главным образом для вратаря, что обусловлено спецификой данного вида спорта. Упражнения на развитие гибкости применяются преимущественно в подготовительной и заключительной части тренировочного занятия. Среди упражнений выделяют: активные (махи, наклоны), пассивные (с партнером, амортизатором, на снарядах и с отягощением) и статические.
Рационально и эффективно построенная (разработанная) общая физическая подготовка обеспечит юному спортсмену гармоничное развитие всех органов и систем, укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие основных физических качеств, что позволит юному хоккеисту совершенствовать свое спортивное мастерство, эффективно решая игровые задачи с быстро и часто меняющимися игровыми ситуациями, демонстрируя интересный и качественный хоккей.