Физиологическая оценка развития физических качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся черлидингом

Проблема повышения эффективности физического воспитания детей младшего школьного и подросткового возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот период закладываются основы физического потенциала человека. C одной стороны, школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием детского организма – в связи с этим важно своевременно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития в сенситивные периоды развития [4–6]. С другой стороны, увеличение числа школьников с отклонениями в состоянии здоровья обуславливает значимость исследований, посвященных обоснованию эффективных параметров физкультурно-оздоровительных занятий с детьми школьного возраста [1, 3]. В этой связи необходимы новые подходы, средства и технологии, соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся, максимально реализующие их интересы, склонности и способности [7].

В настоящее время недостаточно разработаны основы программирования физкультурно-оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их мотивационных приоритетов и уровня физической подготовленности [2]. Предлагаемая нами программа представляет один из путей совершенствования физического воспитания средствами черлидинга, интегративного развития как физических, так и морально-волевых качеств лидера, умения сотрудничать, так как черлидиг – командный вид деятельности, его особенностями являются их целостность, динамичность, широкое использование ОФП, сочетание танцевального направления (фристайл) и акробатического (ЧИР). В начальном периоде физического воспитания детей необходимо использовать разнообразные упражнения, направленные на их гармонические развитие. При этом необходимо избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы мышц; придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки; в обучении учащихся со слабой нервной системой использовать преимущественно средства общей физической подготовки, в занятиях же с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент на освоение ими разнообразных технических приемов (наибольшего эффекта можно добиться при условии, если ребенок будет выполнять несвойственную ему работу в соответствии с особенностями силы его нервной системы); увеличивать в занятиях и долю упражнений симметричного характера; обязательно проводить после занятий комплекс упражнений корригирующего характера. Ряд упражнений или их элементов (особенно, силовых) целесообразно (в первую очередь, когда речь идет о школьном физическом воспитании: большое количество одновременно занимающихся и невозможность в связи с дефицитом времени достаточно четко объяснить суть упражнения), по возможности, исключить из процесса общей физической подготовки детей и подростков, учитывая, что последние не имеют достаточно развитого мышечного корсета, и что почти у половины из них на современном этапе развития регистрируются признаки дисплазии соединительной ткани и отставания биологического возраста от паспортного [3].

Целью исследования является выявление особенностей влияния занятий черлидингом на физическое развитие и развитие физических качеств младших школьников.

Нами проведено изучение физического развития и физической подготовленности учащихся 1–4 классов, посещающих занятия черлидингом.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование физического развития и физической подготовленности проводилось на базе общеобразовательной школы, в котором приняли участие 153 учащихся 1–4 классов, относящихся к основной и подготовительным группам на уроках по физической культуре, из них 85 детей – экспериментальная группа, которые посещали дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия черлидингом 3 раза в неделю по 1,5 часа, включая комплексы хореографических упражнений по 15–20 мин., комплексы танцевальной 20–30мин., ОФП и СФП.

Оценка физического развития позволила установить его соответствие возрастно-половым стандартам как в основной, так и в контрольной группе.

По результатам комплексной оценки физической подготовленности младших школьников выявлено следующее. У первоклассников исходные показатели не имели достоверных различий. Сравнительный анализ прироста большинства параметров физической подготовленности за учебный год показал, что у детей экспериментальной группы прирост выше, чем в контрольной. Следует отметить, что показатели развития качества ловкости первоклассников в экспериментальной группе в течение учебного года значительно (на 38 %) улучшились и они имели достоверно более высокие значения, чем дети контрольной группы контрольную группу (12,28±0,12 с в экспериментальной группе против 12,92±0,20 с в контрольной, р‹0,05).

Во 2–4-х классах совпадают темпы прироста показателей скоростно-силовых качеств и ловкости в контрольной и экспериментальной группах. Однако, одинаковый процент прироста в сравниваемых группах наблюдался на фоне более высоких исходных показателей второклассниц, занимающихся черлидингом более 1 года. В итоге, в третьих классах в экспериментальной группе установлены более высокие абсолютные показатели качества ловкости (12,03±0,09 с, в экспериментальной – 12,54±0,18 с, р‹0,05), а в четвертых классах – помимо ловкости также еще выносливости, силы (около 10 %).

Прирост интегрального показателя физической подготовленности в контрольной группе в 1-х классах составил 21 %, во 2-х классах – 13 %, в-3-х – 10 % и в 4-х классах – 18 %. В экспериментальной группе прирост данного показателя выше: в 1-х классах – 38 %, во 2-х – 15 %, в-третьих – 17 % и в 4-х классах – 14 %. Интегральный показатель определялся по результатам бега на 30 м, на 300 м, наклону туловища вперед из положения седа, подтягивания на высокой и низкой перекладине, челночного бега 4х9м и прыжка в длину с места. Прирост интегрального показателя в экспериментальных группах опережает контрольные группы, за исключением 4-х классов, однако абсолютные показатели физической подготовленности детей экспериментальной группы выше, чем в контрольной – как в начале, так и в конце учебного года.

Выводы:

1. Сравнительный анализ физической подготовленности детей 1–4-х классов, посещающих дополнительные занятия по черлидингу, и их сверстников показал, что результаты комплексного теста оценки состояния физической подготовленности, предусмотренные «Программой для общеобразовательных учебных заведений 1–11-х классов» и результаты дополнительных тестов выше у детей основной группы.

2. Прирост интегрального показателя физической подготовленности в течение учебного года в экспериментальных группах с первого по третий классы опережает данный показатель в контрольных группах, его абсолютные значения в экспериментальной группе достоверно выше.

3. Физкультурно-оздоровительные занятия черлидингом положительно влияют на развитие физических качеств младших школьников, в большей степени на гибкость, ловкость и силу отдельных мышечных групп.

4. Особенности возрастного развития обусловливают необходимость разносторонней тренировки в учебно-тренировочном процессе при занятиях черлидингом с постепенным расширением арсенала используемых средств, направленных на развитие различных качеств и навыков.

Литература:

1. Быков Е. В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся и физиологическое обоснование рекреационных и коррекционных программ: дис. …докт. мед. наук / Е. В. Быков. – Челябинск, 2002. – 316 с.

2. Быков Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Е. В. Быков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 4 (Т. 137). – С. 64–68.

3. Левушкин С. П. Мониторинг здоровья школьников: монография / С. П. Левушкин, Р. И. Платонова, М. Д. Гуляев, И. И. Готовцев. – М.: Советский спорт, 2012. – 168 с.

4. Сабирьянов А. Р. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста / А. Р. Сабирьянов, Е. С. Сабирьянова, О. Э. Возницкая // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. – 2006. – № 5. – С. 105–107.

5. Сонькин В. Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин, И. А. Корниенко, Р. В. Тамбовцева, В. В. Зайцева, С. И. Изаак. Физиология развития ребенка. /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер./ – М., 2000. – С. 31 – 60.

6. Фарбер, Д. А. Физиология роста и развития детей и подростков / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская. – М.: Союз педиатров России, 2000. – С. 5–29.

7. Шибкова Д. З. Здоровьесберегающая деятельность школы: системный подход / Д. З. Шибкова, Ю. С. Смирнова // Качество образования в школе. – 2008. – № 6. – С. 51.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: