Феномен интернет-зависимости в молодежной среде

Компьютерные технологии и информационные системы стремительно проникли в жизнь общества, и находят применение во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Наряду с очевидными плюсами в технологическом и образовательном функционировании общества столь масштабное распространение компьютерных технологий влечет за собой определенные негативные последствия. Одним из наиболее существенных негативных проявлений является так называемая Интернет-зависимость или Интернет-аддикция.

Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) – настойчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. Интернет-зависимость понимается как отклоняющееся поведение, связанное со злоупотреблением интернет-пользованием.

Проблема интернет-зависимости многогранна. Использование сети Интернет оказывает огромное влияние на физическое и психологическое здоровье молодежи и нации в целом (ослабление иммунной системы, гиподинамия, проблемы с позвоночником, весом, различные заболевания глаз, бессонница, депрессия, тревога, малоподвижный образ жизни и общее психическое истощение). Так же затрагиваются и социальные отношения: многочасовое интернет-пользование отрывает человека от непосредственных контактов в обществе, он предпочитает живому общению общение через сеть, возникают проблемы в семейной, образовательной, профессиональной среде и социализации молодого человека [1, c.5-6].

С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения современной молодежи: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия и т.д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т.д. [2, c.100].

Виртуальная реальность дала возможность изменять ее в соответствии с целями человека. В результате она становится еще одним способом отражения жизни. В виртуальной реальности находит место недостаток общения, близости, неудовлетворенность своими способностями, ролями, их оценкой. Чаще всего виртуальная реальность становится пространством компенсации взаимоотношений и радости от действительности. Молодой человек помещает все свои отношения и способы получения радости в виртуальную реальность и усугубляет свои неудачи во внешнем мире.

Существует ряд факторов, обуславливающих появление интернет-зависимого поведения в молодежной среде. В первую очередь это анонимность личности молодого человека в сети. Он имеет чувство безопасности при осуществлении взаимодействия и общения с другими людьми, посредством электронной почты, социальных сетей, чатов и т.д. Во-вторых, чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям в данном случае нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового. В-третьих, пользователь имеет неограниченный доступ к любой информации.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. Это является еще одной причиной, объясняющей пристрастие к Интернету и появление интернет-зависимости.

Согласно данным последних исследований уход в виртуальный мир стал одной из распространенных моделей поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. К примеру, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей (проблемы в учебе, конфликты в семье).

Важным условием в организации работы с Интернет-зависимой молодежью является диагностическое исследование их предрасположенности к зависимости от компьютера. Необходимо выявить уровень понимания этой темы самих молодых людей, понять, на каком логическом уровне находятся информация и его мнение на этот счет.

Виртуальная реальность создает иллюзию удовлетворения большинства потребностей молодежи, пропагандируя легкодоступные, очевидные преимущества перед реальностью за счет возможности создания нового образа «Я», проигрывания различных социальных ролей, возможности анонимных социальных контактов и свободного доступа к большому количеству информации. Исходом погружения в виртуальную реальность является зависимость.

Использование компьютера для игры, работы, учебы или общения не означает само по себе зависимости. Компьютер является помощником и ускорителем выполнения любых задач, но он должен является всего лишь инструментом, а не заменителем реальной жизни.

Литература:

1. Цой Н. А. Информационная политика государства и феномен интернет-зависимости в России и Китае / Н. А. Цой // Вестник Российского университета Дружбы Народов. Серия: Социология. – №4. – 2010.

2. Цой Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество / Н. А. Цой // Журнал СОЦИС. – №12 (332). – 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: