Н. А. Дюк

Забайкальский государственный университет,

студентка 4 курса, специалитет

г. Чита

Проблемы патриотического воспитания в Забайкальском крае (на примере Краевого ресурсного центра по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае)

Сегодня в России вопрос о патриотизме стоит очень остро. Страна после пережитых 1990-х гг. начала вновь возрождаться. Но за последнее десятилетие двадцатого века потеряны идеологические ориентиры, поколение молодых людей было воспитано без опоры на прошлое, что отрицательно сказывается на сегодняшней проблеме идеологического и духовного наследия. В стране отсутствует единая концепция понимания, какой мы хотим видеть Россию в будущем.

Что такое патриотизм? Большая Советская Энциклопедия трактует термин «патриотизм» (от греч. Patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) как любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Мы считаем, что такая формулировка далеко не идеальна, поскольку допускает возможность манипулирования государством своими гражданами.

Именно поэтому, одна из важнейших задач государства на современном этапе – задача гражданско-патриотической направленности, в данном направлении «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2 Закона РФ «об образовании»). Содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; вовлечение личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии и т.д.

Сейчас можно наблюдать занимательный процесс: наше государство всячески старается возродить в своих гражданах чувство патриотизма. Для этого организуются всевозможные праздники, а именно: праздник флага, день конституции, день России, военно-патриотические мероприятия и др. Кроме этого сейчас создается большое количество государственных программ, например, «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы».

Несмотря на проделанную работу государственных структур говорить сейчас о высоком уровне патриотизма населения в целом, и молодежи в частности, не приходится. По последним данным социологических исследовании за последние десятилетия в России наблюдается низкий уровень патриотизма среди молодежи. В 2011-12 гг. Научно-методичеким центром по работе с молодежью ЗабГУ было проведено исследование, касающееся темы патриотического воспитания молодежи Забайкальского края, результаты которого подтверждают и всероссийские данные, хотя за последний год уровень патриотизма в Забайкальском крае стал активно повышаться, что, на наш взгляд, связанно, прежде всего, с реализацией программ и мероприятии вузов г. Читы, которые осуществляют свою деятельность на территории всего края, и благодаря работе других структур.

В Забайкальском крае значительный вклад в развитие и продвижение патриотического воспитания молодежи вносит «Краевой ресурсный центр по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае».

Целью Ресурсного центра является координация и сопровождение деятельности образовательных учреждений Забайкальского края, различных министерств и ведомств, общественных организаций, направленной на развитие системы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в Забайкальском крае.

Центр ставит перед собой следующие задачи:

- изучить имеющийся в педагогической литературе опыт работы по развитию региональной (муниципальной) системы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи;

- формировать единое информационное пространство в сфере кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи;

- сформировать методическую базу в области кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи;

- скоординировать деятельность по взаимодействию образовательных учреждений края с различными министерствами и ведомствами, общественными организациями по вопросам организации работы по кадетскому образованию и патриотическому воспитанию детей и молодёжи;

- осуществлять деятельность ресурсного центра по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в сфере кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в рамках непрерывного образования педагогов края;

- оказывать методическую и консультационную помощь образовательным учреждениям края в организации деятельности по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи;

- предоставлять возможность использования материально-технической базы и оборудования на договорной основе другим образовательным учреждениям;

- разработать и внедрить систему мониторинга реализуемой программы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи [2].

Инновационные технологии гражданского образования предусматривают проведение семинаров, дебаты, проведение творческого конкурса научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся, связанных с героическим прошлым России, края, важнейшими событиями в жизни народа, проведение краевых юнармейских слетов, посвященных Герою России Алдару Цыденжапову, кадетское самоуправление, пост номер один, краевая экспедиция «Молодежь Забайкалья – великой Победе», проведение слетов юных туристов, различные акции, проведение конкурсов на лучшее знание государственной символики России, конкурс «Смотр песни и строя». Эффективное использование этих педагогических технологий развивает личность учащегося, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта.

Таким образом, для создания условий реализации собственной гражданской позиции молодежи необходимо их вовлечение в деятельность органов самоуправления, проигрывание с ними моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставление молодежи опыта политических дискуссий, возможностей личного участия в социально значимой деятельности мероприятий, обеспечение взаимодействия с общественными организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и другими формами социальной практики. При всё этом, деятельность ресурсного центра, безусловно, является лишь малой частью для возрождения и поддержания патриотического воспитания в Забайкальском крае.

Если в каждом регионе РФ, Забайкальского края будет налажено взаимодействие отделов по молодежной политике, подобных центров; при грамотном участии государства, при поддержке программ по патриотическому воспитанию вполне реально воспитать общественно активных, заинтересованных, креативных молодых людей, которые хорошо разбираются в политическом, экономическом, социальном и культурном пространстве, которых не испугает ответственность за будущее края, страны.

Литература:

1. Большой Энциклопедический словарь [электронный ресурс]: URL http://www.vslovar.ru/

2. Положение о Краевом ресурсном центре по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в Забайкальском крае [электронный ресурс]: URL http://xn--80aacnfhx1e.xn--p1ai/

А.Я. Дядюн

Хореографическая подготовка в прыжках на батуте

Прыжки на батуте – сложнокоординационный и зрелищный вид спорта, он требует отменной координации движений, пластики, смелости, уравновешенности, уверенности в своих силах и большой собранности. Это прекрасное средство физического воспитания. Прыжки на батуте развивают ловкость, смелость, гибкость, умение владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

Упражнения на батуте наряду с гимнастикой, фигурным катанием, прыжками в воду относятся к тем видам спорта, в которых оценке в первую очередь подлежит пластика, красота, точность движений, умение владеть своим телом, легкость исполнения упражнений. Эти категории подвержены действию определенных эстетических закономерностей. Они и составляют то общее, что роднит названные виды спорта друг с другом и с хореографией. Например, и в спорте, и в классическом танце легкость движений достигается одинаково: в ее основе лежит хорошая общая физическая подготовленность – гибкость тела, его устойчивость, точность движений [1].

Учебно-тренировочный процесс прыжков на батуте предусматривает занятия акробатикой, хореографией, гимнастикой, что обеспечивает общее разностороннее развитие, совершенствование основных двигательных навыков, физических и волевых качеств батутиста. Чтобы овладеть этим технико-эстетическим видом спорта спортсмену необходима силовая и скоростно-силовая подготовленность, гибкость, координированность, специальная выносливость [5, с. 27-28].

На занятиях хореографией повышается культура движений спортсменов, они овладевают правильной постановкой тела, приобретают так называемое «чувство позы», развивается устойчивость, координация движений, гибкость, умение выполнять движения предельно четко, что очень важно для батутистов. Ведь передержка или недодержка элемента в 5-10 сотых секунды означает зачастую неудачу в исполнении прыжка, а значит и комбинации. То есть с первых шагов обучения на уроках хореографии закладываются самые основы, тот фундамент, который будет служить батутисту на протяжении всей его спортивной жизни.

Правила соревнований и особенности исполнения элементов в прыжках на батуте требуют стройной фигуры с большой амплитудой движений в локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Сутулая спина, торчащие вперед рёбра (куриная грудь), втянутые поднятые плечи, некрасивая форма коленного и локтевого сустава и особенно плохо оттянутые носки всегда будут отрицательно влиять на оценку упражнения, то есть эстетически правильно сложенный спортсмен всегда будет иметь преимущества перед нескладно сложенной фигурой.

Упражнения хореографии формируют правильную осанку, а это не только привычное положение (поза) человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка – понятие комплексное [3]. А формирование у детей правильной осанки является одной из важнейших оздоровительных задач физического воспитания. Известно, что вред неправильной осанки не только и не столько в эстетическом ухудшении внешности, сколько в отрицательном влиянии на состояние здоровья человека.

Вот почему формирование правильной осанки и исправление её дефектов – одна из важнейших задач физического воспитания.

Источником эстетического наслаждения является движение спортсмена. Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность [2]. Хореография положительно влияет на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность и плавность, а отсутствие этих качеств часто болезненно ощущают девочки подросткового возраста.

Необходимо отметить, что в последнее время, хореография стала неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, в том числе и в прыжках на батуте. Хореография необходима для подготовки спортсменов высокого класса и это один из современных методов подготовки спортсменов на основе школы классического танца [4].

Актуальность данной работы заключается в том, что она является важным источником информации, освещающим хореографическую подготовку в прыжках на батуте.

В результате изучения литературных источников выявлено отсутствие сведений по хореографической подготовке в прыжках на батуте. Поэтому, изучая литературные источники по хореографической подготовке в других видах спорта и в классическом танце, а также основываясь на собственный опыт работы и опыт своих коллег, можно сделать следующие выводы:

1. В хореографической подготовке у прыгунов на батуте имеется ряд особенностей:

а) не применяется выворотность ног, так как это отрицательно влияет на технику выполнения прыжков;

б) не используются позиции рук;

в) батутисты должны обладать хорошей подвижностью в плечевых суставах, чтобы обеспечить правильную постановку рук в момент отталкивания;

г) прыгуны на батуте должны обладать хорошей гибкостью в коленных и голеностопных суставах, так как при отталкивании батутисты должны во всех случаях заканчивать толчок с оттянутыми носками и выпрямленными в коленях ногами;

д) хореографическая подготовка положительно влияет на изучение новых элементов на батуте.

2. Методика проведения уроков хореографии представлена в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. Уроки хореографии в группах начальной подготовки (7-10 лет) и учебно-тренировочных группах (10-14 лет) проводятся 2-3 раза в неделю по 30-90 минут, включая работу с батутистами между подходами.

В группах начальной подготовки предпочтение отдается игровому методу проведения урока хореографии и на первом плане стоят следующие средства: общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на полу, имитационные упражнения, игры. Большое внимание уделяется укреплению голеностопных суставов, так как юным батутистам важно освоить правильный толчок на батуте.

В учебно-тренировочных группах применяется круговая тренировка, выпонение висов, упражнения классического танца, ритмика, идеомоторные тренировки.

В группах спортивного совершенствования (14-17 лет) урок хореографии проводится 2 раза в неделю по 45 минут в начале или в конце тренировке на батуте. На уроках хореографии занимаются преимущественно девушки, поэтому применяются следующие средства: аэробика, партерная хореография, упражнения у станка, стретчинг.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе со спортсменом.

На данный момент можно говорить о положительных результатах педагогического эксперимента развития гибкости и координации движений при целенаправленном использовании комплексов хореографических упражнений на занятиях хореографией.

Литература:

1. Базарова Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова. СПб: Лань, 2010. 272 с.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. М.: Рольф, 2001. 272 с.

3. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1990. 189 с.

4. Морель Ф. Р. Хореография в спорте / Ф. Р. Морель. М.: Физкультура и спорт, 1971. 109 с.

5. Скакун В. А. Акробатические прыжки / В. А.Скакун. Ставрополь: Кн. изд-во, 2003. 222 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: