Уральский федеральный университет,
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики
аспирант
А. Н. Полицковая,
магистрант
Л. Н. Рогалева,
доцент, канд. психол. наук
г. Екатеринбург
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ ДЮСШ
В России количество образовательных учреждений спортивной направленности в последние годы растет: их численность увеличилась с 3762 в 1998г. До 4143 в 2003г., т.е. на 9,2 %, а контингент учащихся повысился на 16,3 %. По данным статистики 10,3 % детей (в возрасте от 6 до 16 лет) занимаются в спортивных школах. Согласно Д.А. Гореву, Л.Б. Кофман, В.В. Находкин занятия в спортивной школе актуализируют у детей самообразование, связанное с улучшением спортивного результата, с самопознанием, с самосовершенствованием.
В то же время исследования С. Д. Неверкович, Е. В. Киселевой свидетельствуют о кризисном состоянии практики воспитания юных спортсменов.
В основе деятельности специалистов в области физической культуры и спорта лежит психолого-педагогический аспект, поэтому в процессе профессиональной подготовки таких специалистов особое внимание должно уделяться формированию у них психолого-педагогической компетентности.
|
|
Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия.
Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – большие социальные группы».
Цель работы заключалась в исследовании психолого-педагогической деятельности тренеров ДЮСШ. Для решения задач исследования были выбраны методы: наблюдение, беседы, специально разработанная анкета.
Всего в исследовании приняло участие 37 тренеров по футболу, из различных ДЮСШ г. Екатеринбурга и Свердловской области.
В процессе исследования были получены следующие результаты.
На вопрос «Проранжируйте приоритеты по видам подготовки в работе с юными спортсменами» были получены следующие ответы в табл.1.
Таблица 1
Приоритеты по видам подготовки тренера в работе с юными спортсменами
№ п/п | Вид подготовки | Количество человек | в % | |
1. | Техническая | 81% | ||
2. | Психологическая | 38% | ||
3. | Тактическая | 32% | ||
4. | Физическая подготовка | 30% | ||
5. | Педагогическая | 27% |
Как видно из таблицы 1 наиболее высокий рейтинг у тренеров имеет техническая подготовка юных спортсменов (81 %), на втором месте психологическая подготовка спортсменов(38 %), на 3-4 месте тактическая и физическая подготовка, на 5 месте педагогическая работа с юными спортсменами.
|
|
Данные факты свидетельствуют о понимании тренером важности психологической работы, но в тоже время указывает, что главное направление его работы это техническая подготовка спортсменов.
На вопрос: «По каким видам подготовки в процессе работы с юными спортсменами вам не хватает знаний?» мы получили ответы, показанные в табл. 2.
Таблица 2
Ответы на вопрос «По каким видам подготовки в процессе работы с юными спортсменами вам не хватает знаний?»
№ п/п | Направления работы тренера | Количество человек | в % | |
1. | Методический | 50 % | ||
2. | Психологический | 41 % | ||
3. | Организационный | 27 % | ||
4. | Педагогический | 22 % | ||
5. | Тренировочный | 14 % | ||
6. | Медицинский | 3 % | ||
7. | Физиологический | 3 % |
По результатам опроса выявлено, что тренерам не хватает знаний в 7 областях работы с юными спортсменами. 50 % опрошенных респондентов отмечают, что им не хватает методических знаний и 41 % человек отмечают, что им не хватает психологических знаний. Далее результаты распределились таким образом: 27 % опрощенных ответило, что им не хватает организационных знаний и 22 % респондентов отметило, что им не хватает знаний в области педагогики.
Данные результаты свидетельствуют, что на психолого-педагогический блок работы указали 63 % тренеров, это говорит о том, что тренеры испытывают определенные затруднения именно в данном направлении работы с юными спортсменами.
Таким образом, из опроса видно, что тренеры принимают во внимание важность психолого-педагогической работы, с одной стороны, но знаний в этом области им не достаточно.
На вопрос: «С какими типичными проблемами в работе с детьми сталкиваются тренеры?» ответы были получены следующие:
– создание интереса к занятиям;
– установление взаимоотношений с воспитанниками;
– формирование спортивного характера;
– формирование сплоченного коллектива;
– проведение индивидуальной работы со спортсменами;
– работа с родителями или учителями;
– подготовка к соревнованиям;
– организация тренировочного процесса;
– обучение техническим навыкам.
Как видно из высказываний тренеров, именно психолого-педагогические проблемы наиболее типичные, что позволяет говорить, что именно психолого-педагогический аспект работы тренера достаточно важный, а умение справляться с ними позволил бы тренеру существенно повысить свою профессионально-педагогическую компетентность.
Следующий вопрос касался того, каким образом тренеры повышают свою профессионально-педагогическую компетентность, результаты отражены в табл. 3.
Таблица 3
Пути повышения профессионально-педагогической компетентности
№ п/п | Направления работы тренера | Количество человек | В % | |
1. | Перенимаю опыт у более квалифицированных коллег по работе | 84 % | ||
2. | Читаю специальную литературу | 78 % | ||
3. | Опираюсь на личный опыт | 76 % | ||
4. | Анализирую проблему и ищу пути решения | 62 % | ||
5. | Участие в семинарах | 46 % | ||
6. | Консультируюсь с администрацией | 27 % | ||
7. | Беседую с психологом | 27 % |
Согласно ответам можно говорить, что на 1 месте (84 %) в повышении своей профессионально-педагогической компетентности тренеры отводят опыту, либо более квалифицированных коллег, либо своему личному, либо анализу проблем и поиску их решения, на 2 месте (78 %) отводится работе со специальной литературой и участию в семинарах, на 3 месте обращение за помощью к другим специалистам или администрации (76 %).
На основании проведенной работы можно сделать вывод о том, что большинство тренеров по футболу ориентированы на самостоятельное решение психолого-педагогических проблем, возникающих в их работе.
|
|
В то же время их личный опыт и опыт коллег является недостаточным для повышения их психолого-педагогической компетентности.
Проведено исследование доказывает, что необходима специальная работа по повышению психолого-педагогической компетентности тренеров по футболу.