А. С. Звездин

Уральский федеральный университет,

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики

аспирант

А. Н. Полицковая,

магистрант

Л. Н. Рогалева,

доцент, канд. психол. наук

г. Екатеринбург

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ ДЮСШ

В России количество образовательных учреждений спортивной направленности в последние годы растет: их численность увеличилась с 3762 в 1998г. До 4143 в 2003г., т.е. на 9,2 %, а контингент учащихся повысился на 16,3 %. По данным статистики 10,3 % детей (в возрасте от 6 до 16 лет) занимаются в спортивных школах. Согласно Д.А. Гореву, Л.Б. Кофман, В.В. Находкин занятия в спортивной школе актуализируют у детей самообразование, связанное с улучшением спортивного результата, с самопознанием, с самосовершенствованием.

В то же время исследования С. Д. Неверкович, Е. В. Киселевой свидетельствуют о кризисном состоянии практики воспитания юных спортсменов.

В основе деятельности специалистов в области физической культуры и спорта лежит психолого-педагогический аспект, поэтому в процессе профессиональной подготовки таких специалистов особое внимание должно уделяться формированию у них психолого-педагогической компетентности.

Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия.

Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – большие социальные группы».

Цель работы заключалась в исследовании психолого-педагогической деятельности тренеров ДЮСШ. Для решения задач исследования были выбраны методы: наблюдение, беседы, специально разработанная анкета.

Всего в исследовании приняло участие 37 тренеров по футболу, из различных ДЮСШ г. Екатеринбурга и Свердловской области.

В процессе исследования были получены следующие результаты.

На вопрос «Проранжируйте приоритеты по видам подготовки в работе с юными спортсменами» были получены следующие ответы в табл.1.

Таблица 1

Приоритеты по видам подготовки тренера в работе с юными спортсменами

№ п/п Вид подготовки Количество человек в %  
1. Техническая   81%  
2. Психологическая   38%  
3. Тактическая   32%  
4. Физическая подготовка   30%  
5. Педагогическая   27%  

Как видно из таблицы 1 наиболее высокий рейтинг у тренеров имеет техническая подготовка юных спортсменов (81 %), на втором месте психологическая подготовка спортсменов(38 %), на 3-4 месте тактическая и физическая подготовка, на 5 месте педагогическая работа с юными спортсменами.

Данные факты свидетельствуют о понимании тренером важности психологической работы, но в тоже время указывает, что главное направление его работы это техническая подготовка спортсменов.

На вопрос: «По каким видам подготовки в процессе работы с юными спортсменами вам не хватает знаний?» мы получили ответы, показанные в табл. 2.

Таблица 2

Ответы на вопрос «По каким видам подготовки в процессе работы с юными спортсменами вам не хватает знаний?»

№ п/п Направления работы тренера Количество человек в %  
1. Методический   50 %  
2. Психологический   41 %  
3. Организационный   27 %  
4. Педагогический   22 %  
5. Тренировочный   14 %  
6. Медицинский   3 %  
7. Физиологический   3 %  

По результатам опроса выявлено, что тренерам не хватает знаний в 7 областях работы с юными спортсменами. 50 % опрошенных респондентов отмечают, что им не хватает методических знаний и 41 % человек отмечают, что им не хватает психологических знаний. Далее результаты распределились таким образом: 27 % опрощенных ответило, что им не хватает организационных знаний и 22 % респондентов отметило, что им не хватает знаний в области педагогики.

Данные результаты свидетельствуют, что на психолого-педагогический блок работы указали 63 % тренеров, это говорит о том, что тренеры испытывают определенные затруднения именно в данном направлении работы с юными спортсменами.

Таким образом, из опроса видно, что тренеры принимают во внимание важность психолого-педагогической работы, с одной стороны, но знаний в этом области им не достаточно.

На вопрос: «С какими типичными проблемами в работе с детьми сталкиваются тренеры?» ответы были получены следующие:

– создание интереса к занятиям;

– установление взаимоотношений с воспитанниками;

– формирование спортивного характера;

– формирование сплоченного коллектива;

– проведение индивидуальной работы со спортсменами;

– работа с родителями или учителями;

– подготовка к соревнованиям;

– организация тренировочного процесса;

– обучение техническим навыкам.

Как видно из высказываний тренеров, именно психолого-педагогические проблемы наиболее типичные, что позволяет говорить, что именно психолого-педагогический аспект работы тренера достаточно важный, а умение справляться с ними позволил бы тренеру существенно повысить свою профессионально-педагогическую компетентность.

Следующий вопрос касался того, каким образом тренеры повышают свою профессионально-педагогическую компетентность, результаты отражены в табл. 3.

Таблица 3

Пути повышения профессионально-педагогической компетентности

№ п/п Направления работы тренера Количество человек В %  
1. Перенимаю опыт у более квалифицированных коллег по работе   84 %  
2. Читаю специальную литературу   78 %  
3. Опираюсь на личный опыт   76 %  
4. Анализирую проблему и ищу пути решения   62 %  
5. Участие в семинарах   46 %  
6. Консультируюсь с администрацией   27 %  
7. Беседую с психологом   27 %  

Согласно ответам можно говорить, что на 1 месте (84 %) в повышении своей профессионально-педагогической компетентности тренеры отводят опыту, либо более квалифицированных коллег, либо своему личному, либо анализу проблем и поиску их решения, на 2 месте (78 %) отводится работе со специальной литературой и участию в семинарах, на 3 месте обращение за помощью к другим специалистам или администрации (76 %).

На основании проведенной работы можно сделать вывод о том, что большинство тренеров по футболу ориентированы на самостоятельное решение психолого-педагогических проблем, возникающих в их работе.

В то же время их личный опыт и опыт коллег является недостаточным для повышения их психолого-педагогической компетентности.

Проведено исследование доказывает, что необходима специальная работа по повышению психолого-педагогической компетентности тренеров по футболу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: