Управление фитнес-центром: содержание и специфика

Фитнес-бизнес существует в России чуть более 20 лет. Первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум-класса. Забота о здоровом образе жизни была тогда привилегией богатых.

По словам президента Ассоциации профессионалов фитнеса Дмитрия Калашникова, последние годы фитнес-индустрия в России стабильно растет в среднем на 20 % в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды. Россияне уже достаточно поездили по Европе, увидели пример. Отсюда и бум фитнес-центров. Российский рынок фитнес-услуг имеет достаточный потенциал роста, если учесть, что в России фитнесом занимается всего 2 % населения, тогда как в США – 14,1 % населения, а в Великобритании – 6 % [1].

Результаты исследования, проведенного холдингом «Ромир», показали, что 81 % жителей России стремятся быть здоровыми, Среди товаров для здоровья респонденты в первую очередь называют витамины и биологически активные добавки (68 %), а также тренажеры и спортивный инвентарь (32 %). С услугами для здорового образа жизни россияне ассоциируют прежде всего массаж (54 %) и фитнес (37 %), 9 % другие [2].

Содержание и специфика управленческой деятельности в фитнес-индустрии могут быть раскрыты только с учетом особенностей данной отрасли. В каждой отрасли существуют свои закономерности и специфика управления. Так и фитнес-индустрия имеет свою специфику управления.

Управление фитнес-центром – это комплексный процесс, который требует от руководителя знания индустрии, понимания тенденций рынка, желаний и потребностей клиентов. Фитнес-центр является коммерческой организацией, а любая коммерческая организация преследует извлечение прибыли, в отличие от бюджетных организаций, действующих в сфере ФКиС (ДЮСШ, СДЮШОР и т.д.) Главный источник прибыли – это потребитель услуг фитнес-центра. Именно на потребителя должно быть нацелено основное внимание.

Содержание и специфика деятельности фитнес-директора заключаются в следующем:

1. Функции фитнес-директора зависят от организационной структуры фитнес-клуба. В одном клубе функции фитнес-директор выполняет директор клуба, в другом – директор фитнес-департамента, а в следующем – менеджер групповых программ.

2. Фитнес-директор уделяет особое внимание планированию, политике развития клуба, формированию целей и выбору стратегических решений для достижения поставленных целей.

3. Фитнес-директору необходимо любить спорт, физическую активность и поддерживать форму.

4. Фитнес-директор курирует, или лично ведет поиск и обучение работников фитнес-департамента. Он отвечает за направленность корпоративного обучения, планирует его, разрабатывает критерии оценки результатов.

5. Фитнес-директор организует работу инструкторского и административного состава клуба, отвечает за грамотное составление расписания групповых программ, добиваясь, чтобы оно было максимально удобно для клиентов и сбалансировано для тренеров.

6. Фитнес-директору необходимо создать благоприятную атмосферу в клубе. Необходимо заинтересовать и удержать клиента максимально удовлетворяя его потребности. Одной из важных потребностей клиентов является внедрение новых услуг. Поиск, как правило, происходит на крупных выставках и конференциях. Далее данные программы необходимо воплотить в жизнь.

Исследование проводилось нами на базе фитнес-центров г. Екатеринбурга в 2013 году в форме анкетирования. В исследовании приняли участие 6 фитнес-директоров (руководителей).

В таблице 1 представлены 18 видов профессиональных качеств (компетенций), которые большинство опрошенных специалистов по менеджменту в сфере физической культуры и спорта отметили как наиболее важные, дав им 4 или 5 баллов по пятибалльной шкале Лайкерта. Удельный вес приводится в таблице.

Таблица 1

Профессиональные качества (компетенции) руководителя

Профессиональные качества (компетенции) Удельный вес показателя
1. Организовывать работу физкультурно-спортивной организации 4.83
2. Осуществлять общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью физкультурно-спортивной организации 4.17
3. Разрабатывать стратегию, цели, задачи развития и концепцию деятельности физкультурно-спортивной организации 4.67
4. Определять конкурентную политику физкультурно-спортивной организации, поиск конкурентных преимуществ 4.50
5. Обеспечить физкультурно-спортивную организацию квалифицированными кадрами 4.33
6. Утверждать штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним 3.83
7. Создавать условия для повышенияпрофессионального мастерства тренерско-преподавательского состава. 4.33
8. Осуществлять контроль за строгим соблюдением персоналом клуба техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности. 4.50
9. Создавать условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников физкультурно-спортивной организации 3.50
10.Определять условия и заключать договоры, связанные с деятельностью физкультурно-спортивной организации, организовывать контроль за их выполнением. 4.67
11. Решать все вопросы деятельности физкультурно-спортивной организации в пределах предоставленных ему прав по расходованию финансовых и материальных ресурсов. 4.50
12. Организовать рекламу физкультурно-спортивной организации в средствах массовой информации с целью привлечения клиентов. 4.17
13. Обеспечивать оснащение физкультурно-спортивной организации спортивно-технологическим, инженерным оборудованием, инвентарем, материалами и осуществлять контроль за их использованием. 3.83
14. Осуществлять контроль за выполнением учебных программ по видам спорта, содержанием и эффективностью учебно-тренировочных занятий 3.83
15. Организовать своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений физкультурно-спортивной организации и оборудования. 3.83
16. Обеспечивать эффективное распределение ресурсов физкультурно-спортивной организации 3.83
17. Формировать информационную политику организации 3.83
18. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. 4.50

Для выполнения своей работы руководителю фитнес-центра необходимы следующие знания и личные качества (табл. 2):

Таблица 2.

Необходимые знания и личные качества руководителя

Знания руководителя Удельный вес показателя Личные качества руководителя Удельный вес показателя
1. В области менеджмента 4.33 Стратегическое видение 4.50
2. В области стратегического менеджмента 4.33 Восприимчивость к изменениям 4.50
3. В области физкультурно-спортивной и тренировочной деятельности 4.50 Адаптивность 4.17
4. В области законодательства и права 4.83 Уверенность в себе 5.00
5. В области экономики 4.50 Аналитические способности 4.17
6. В области управления финансами 4.50 Экономическое мышление 4.17
7. В области управления персоналом 4.33 Предпринимательские способности 4.33
8. В области психологии 4.17 Творческие способности 4.50
9. В области делового общения 4.33 Способность учиться 4.50
10. В области управленческих решений 4.83 Стрессоустойчивость 4.17
11. В области делового общения 4.17 Здоровье 4.17
12. В области инновационного менеджмента 3.33 Эмоционально-волевые качества 4.67
13. В области маркетинга 4.50 Морально-этические качества 4.33
14. В области тайм менеджмента 3.17 Концептуальные способности 3.83
15. В области коммуникаций 4.33    
16. В области PR 4.33    
17. Знание иностранных языков 3.00    
18. Знание современных электронных систем 3.67    
19. В области ведения переговоров 4.00    

Анализ полученных данных позволил выделить следующие наиболее важные компетенции руководителя:

1. Профессиональные качества (компетенции):

1) Организовывать работу физкультурно-спортивной организации – 4,83;

2) Разрабатывать стратегию, цели, задачи развития и концепцию деятельности физкультурно-спортивной организации– 4,67;

3) Определять условия и заключать договоры, связанные с деятельностью физкультурно-спортивной организации, организовывать контроль за их выполнением – 4,67;/

2. Знания руководителя:

1) В области законодательства и права – 4,83;

2) В области управленческих решений – 4,83.

3. Личные качества руководителя:

1) Уверенность в себе – 5;

2) Эмоционально-волевые качества – 4,67.

Фитнес-директору своей деятельностью необходимо способствовать развитию спорта и обеспечивать эффективное функционирование фитнес-клуба в современных рыночных условиях.

Литература:

1. Готовь фигуру весной [Электронный ресурс] // Андрей Евпланов, 20.03.2012 http://www.rg.ru/2012/03/20/fitnes.html

2. Регионы становятся все более привлекательными для фитнес-операторов [Электронный ресурс] // Астер-М, 24.03.2012 http://www.aster-m.ru/news/others/regiony-stanovyatsya-vse-bolee-privlek


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: