Влияние международных молодежных программ на создание навыков межкультурных коммуникаций на примере лагеря «Соседи-2013»

Формирование духовно-нравственной личности молодого человека предполагает расширение образовательной среды, мировоззрения, повышение общей культуры, восприимчивости к искусству. Современный мир существует и развивается как мир постоянного общения народов, культур, взаимодействия людей. Интерес к теории и практике межкультурных коммуникаций неслучаен, он возник и увеличивается в контексте бурной интенсификации межгосударственных и международных контактов во всех сферах культуры – в политике, экономике, образовании, искусстве, религии. Фактически это и есть основа того процесса, что сегодня именуется глобализацией. Он сопровождается одновременно сближением и разобщением культур и народов, служит их взаимообогащению, но и влечет возникновение многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. В итоге перед мировым сообществом остро обозначилась проблема и обеспечения устойчивого развития, и даже сохранения. Для этого потребовалось всестороннее осмысление процессов эффективного, по крайней мере, безопасного взаимодействия и взаимопонимания всевозможных представителей различных культур.[1]

Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).[2]

Межкультурная коммуникация начинается с осознания факта реально существующих культурных различий между разными людьми, которые могут воспрепятствовать адекватному поведению и нормальному взаимодействию с участниками коммуникации. Следовательно, принципиальной целью их общения становится преодоление межкультурных различий, уход от антагонизма к добровольному и осознанному компромиссу. Основной проблемой сегодня является нехватка возможностей для повышения навыков и компетенций в данной области для молодежи.

Для того, чтобы изучить, влияют ли молодежные международные лагеря на становление навыков межкультурных коммуникации в период с 6 по 9 августа на территории лагеря «Соседи-2013» нами было проведено исследование: «Отношение к межнациональным коммуникациям молодежи, участвующей в международном молодежном лагере «Соседи – 2013 г.». На предложенные вопросы ответило 50 человек, из них 26 девушек и 24 юношей. Средний возраст опрашиваемых 24 года. В исследование приняли участие молодые люди таких национальностей как: казахи, русские, азбеки, татары.

Цель лагеря: Формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, установление и развитие международных связей между молодежными организациями стран ШОС, содействие в укреплении дружеских отношений в молодежной среде, развитие приграничного сотрудничества.

На вопрос о возможности общения с молодежью из других стран 26 участников ответили, что имеют данную возможность достаточно часто (раз в месяц), не очень часто (раз в три месяца) отметили 14 человек и редко (раз в год) всего 10. Вариант «никогда» не был отмечен. Это говорит о том, что на современном этапе развития общество имеет достаточно возможностей для коммуникации между молодежи разных стран, многие ей пользуются, но не всегда часто

Ответы на вопрос об интересе общения с молодежью из другой культуры были почти единогласны. Только одна девушка из Казахстана отметила, что ее общение с молодыми людьми других культур не интересует, при этом она сталкивается с ними редко.

Готовность молодежи терпимо относиться к другим национальностям и культурам, тем самым и способность к межкультурному диалогу мы определили через два полуоткрытых вопроса.

На вопрос «Испытываете ли ВЫ неприязнь про коммуникации с представителями каких-либо национальностей» были получены следующие ответы:

Да (уточните) – 2

Нет – 45

Затрудняюсь ответить – 3

Уточнения были даны следующие:

- Если человек переходит все границы

На вопрос «Можете ли Вы унизить (морально или физически) человека только из-за того, что он представитель другой национальности» 47 участников отметили, что нет, один ответ, что да и двое затруднились ответить.

Исходя из этих результатов, можно говорить, что большая часть молодежи готова принимать любую национальность и любую культуру. Не пытаясь реагировать и изменить ее.

На вопрос «Как Вы понимаете определение «межкультурный диалог»»

Большинство респондентов дали ответ: «обмен культурой», так же прозвучали такие ответы, как: знакомство с культурой, дружба, «когда людям разных национальностей интересно общаться друг с другом, когда они хотят услышать и могут это сделать цивилизованно», «возможность обмена культурных достижений и ценностей различных национальностей», обмен опытом. Во многих ответах фигурировали слова такие, как сотрудничество, цивилизованность, обоюдно, взаимно. Встречались и такие ответы, как «межкультурный диалог – разговор на тему культуры».

На вопрос о необходимости развития международного сотрудничества было дано 48 положительных и два отрицательных ответа.

Наиболее эффективными формами международного обмена были названы:

«Соседи». Форумы, дискуссии, игры на сплочения, вечера самодеятельности, фестивали.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- молодежь, принимающая участие в данных лагерях заинтересована в общение с иностранной молодежью и находит это общение полезным для себя. При этом не у всей желающей молодежи имеется регулярная возможность встречи с молодежью из других стран;

- современная молодежь открыто не заявляет о том, что готова проявить неуважение к другой культуре. 2 человек из 50 отметили, что при общении с иностранцем могут его унизить, но лишь при проявлении с его стороны глупости, агрессивности. Это позволяет сказать о том, что сегодня молодые люди понимают, что для коммуникации необходимо проявлять терпение и толерантность, особенно, если это касается представителей других культур;

- большая часть респондентов понимает под «межкультурным диалогом» обмен культурой. Но встречаются и далекие от определения ответы. Но их даже их наличие позволяет сделать вывод о том, что участники лагеря правильно определяют данный термин и готовы к межкультурному диалогу;

- в качестве развития международных отношений молодежь предлагает использовать фестивали и форумы.

По результатам исследования можно говорить о том, что молодежь заинтересована в межкультурном диалоге. Участники международных проектов готовы общаться, изучать и делиться культурой. После данных программ у молодежи развиваются компетенции в сфере общения, появляется уважение к другим.

Такие проекты, как «Соседи», помогают развивать чувство толерантности и понимания необходимости процесса взаимодействия между странами. «Соседи» способствуют развитию изучения различий в стандартах, представлениях, отношениях, моделях мышления и поведения, а также концептуализация на их основе реестра ценностей, присущих различным культурам.

Следует отметить и то, что на современном этапе развития России для молодых людей возникают новые возможности для реализации себя в сфере молодежной коммуникации. Но их все равно недостаточно для снижения некомпетентности российской молодежи в данном вопросе. На примере лагеря «Соседи» мы доказали, что подобные программы имеют успех, но типовых программ слишком мало, а их финансирования не хватает. Необходимо создание нового доступного, массового проекта взаимодействия молодежи других стран с российской молодежью на базе какого-либо некоммерческого молодежного объединения при государственной поддержке. Что позволит увеличить процент путешествующей молодежи, повысит мотивацию изучения иностранного языка, желание познать мир.

Такие лагеря, как «Соседи» нужны современному обществу. Они позволяют разрешить одну из главных проблем международной коммуникации, что молодежь не готова принимать другие культуры. В условиях глобализации наличие опыта международного сотрудничества является крайне востребованным навыком и уже вскоре станет обязательным условием для нового поколения. Остается найти пути решения проблемы о распространенности и наличие данных проектов.

Литература:

1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://bibliofond.ru/view.aspx?id=559971. Межкультурные коммуникации

2. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация §4. Межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: