Политическая культура современной Российской молодежи

Важным институтом социализации личности, формирования политической культуры молодежи была и остается высшая школа. Процесс развития политической культуры будущих специалистов осуществляется на основе единства с обучением и воспитанием. Направлениями развития политической культуры студентов являются: формирование интереса к политике, политических знаний, содействие усвоению демократических норм, ценностей, создание условий для получения знаний о политических традициях, истории России, воспитание неравнодушия, ответственности, других нравственных качеств; осознание политических свобод как неотъемлемых прав человека, понимание глобальных проблем человечества, воспитание у молодежи потребности участвовать в общественно-политической жизни.

Таким образом, реформирование политической, правовой и духовно-культурной сферы создаст основу для формирования в России современной политической культуры, а формирование политической культуры молодежи должно быть связано именно с реализацией демократических процессов в государстве. По мнению С. Гелей и С. Рутарий, «политическая культура – это такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, отражающий достигнутый уровень политической активности и политической зрелости субъектов. Он включает различные компоненты и уровни: культуру отношения субъектов к осуществлению политической власти, культуру электорального процесса, культуру формирования политических и общественно-политических институтов, культуру политического поведения, культуру политического сознания и общения и другие, то есть распространяется на всю сферу политической жизни общества» [6, c.48-53].

А. Морозова в своем исследовании пришли к выводу, что «политическая культура является динамичной и разнородной функцией социума, которая объединяет все исторически сложившиеся достижения последнего – как материальные, так и идеальные – в сфере политики. Соответственно как политическая культура общества может изменяться под влиянием трансформаций политической системы, так и политическая система может трансформироваться в результате изменений в характере политической культуры. Последнее свойство политической культуры приобретает все большее значение в результате научно-технического прогресса и усиления процессов глобализации» [3, c.78].

Итак, политическая культура – определенный комплекс знаний (истинных или ложных) о политике и ее субъектах, осмысления поведения людей относительно определенных политических явлений, это совокупность социально-психологических установок, образцов поведения социальных слоев, граждан, касающиеся их взаимодействия с политической властью и определяют отношение к политической сфере и направленность политической активности [1, c.16].

Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентаций, связанных с отношением субъектов к политической власти, политической системы, получает отражение в политико-управленческой деятельности и политическом поведении социальных сообществ, лиц. Политическая культура основывается на общей культуре как исторически определенном уровне развития общества и человека и включает в себя «знание о политике, знакомство с фактами, интерес к ним, оценку политических явлений, оценочные суждения относительно того, как должно осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций; принятые в данном обществе образцы политического поведения, которые определяют, как можно и как следует действовать в политической жизни» [5, c.63]. Политическая культура охватывает различные аспекты, в частности: знание политики, заинтересованность фактами и явлениями, умение оценивать политические феномены, анализировать политику власти; эмоциональный компонент политических убеждений (чувство патриотизма, любовь к Родине), признание образцов политического поведения, нормируют жизнь в конкретном обществе [4].

Политическая культура не имеет единой структуры. Например, В. Розенбаум выделяет так называемые «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры. Такие компоненты он разбил на три основные группы: 1) ориентация относительно правительственных структур - отношение субъекта к политическому режиму, основных правительственных органов, его символов, официальных лиц и норм, 2) политические идентификации, т.е. причастности индивида к «политическим единицам» - нации, государства, города политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, по каким правилам он должен действовать), 3) политическая ориентация, относительно собственной политической деятельности, или «политическая компетентность» и «политическая эффективность" (ощущение возможности повлиять на политический процесс) [2].

На привлечение молодежи к политической жизни влияют: уровень научности политического сознания и зрелость политической культуры, сформированность интереса и потребностей, приобретение навыков политической деятельности, позволяет анализировать политическую ситуацию, выбрать наиболее целенаправленные формы и методы политического участия. Следует отметить, что особую роль в процессе политической социализации играют социальные институты, которые влияют на формирование политического сознания граждан, к которым относятся - семья, школа церковь, средства массовой коммуникации, общественные объединения, политические партии и др.

Эта проблема требует дальнейшего изучения, поскольку возникают новые формы и методы привлечения молодежи к политической жизни, а также меняется политическая ситуация в стране. Политическая социализация молодежи является многофакторным процессом.

Качественное содержание ее факторов зависит от объективных условий развития и функционирования политической системы. Поэтому необходимым считается определить показатели эффективности политической социализации, в качестве которых будет выступать наличие у человека высокого уровня таких составляющих – политическая информированность, политическая компетентность и политическая активность.

Следовательно, проблемы, присущие российскому обществу в период общественно-политических трансформаций, формируют специфические долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации, и в первую очередь это влияет на молодежь. Молодежь – динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом. Исходя из этого, создание благоприятных экономических и социальных условий для личностного роста молодых людей, формирования их творческой активности, способностей, навыков должно быть основой государственной молодежной политики, центром внимания всех социальных институтов общества. Главный вывод заключается в том, что намерения молодых людей в определенной степени зависят от их социального самочувствия, эмоционального состояния, кроме внешнеполитических условий на формирование индивида влияет также быт, психологические основы социализации человека, то, что молодежь является передовой группой общества, которая определяет содержание и характер сегодняшнего и завтрашнего развития российского общества.

Литература:

1. Абдоков С. А. Социально-философские проблемы политической культуры студенчества. Автореф. дис.. д.ф.н. Ставрополь, 1996.

2. Андреева И., Голубкова Ю., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей.// Социс,1989, № 4.

3. Калинкина М. Ю. Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны.

4. Молодежь новой России: ценностные приоритеты: научный доклад по результатам социологического исследования.

5. Молодежь, политика, право: Сборник научных трудов. Межвузовский круглый стол.// Под ред.проф. Е.А.Барбашина. – Курск: Издательство Курской ГСХА, 2007.

6. Сорокин О. В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // Власть. - № 8, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: