Слово 28. На слова: «Внемли себе» (Товит. 4, 12)

1. Прилежно внимай себе, и се великим благоговением размышляй о том, что Господь наш Иисусе Христос, будучи Бог, и имея неизреченную славу и величие, соделался человеком ради нас, и «оставил нам образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2. 21). Ибо «зрак раба приим, смирил Себе» (Филип.2,7, 8), крайним, невыразимым образом, обнищал, претерпел от многих поношения и укоризны, и как сказано: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смиренш суд Его взятся» (Иса.53,7,8), и Он подвергся за нас поноснейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо, или несправедливо оскор­бит нас, или нанесет бесчестье. Если кто пре­следует нас даже до смерти, будем вести себя, как агнцы, ведомые на заколение, не сопротивляясь, не пререкая; напротив в молчании и со смиреньем будем молиться за врагов наших.

2. Тщательно внимай себе, и почитай великим приобретеньем и спасеньем души твоей то, если ты терпеливо перенесешь ради Господа поношение, бес­честие и огорчение. Помышляй о том, что ты заслу­живаешь гораздо тягчайшего наказания за грехи свои. Считай то благодеяньем, что ты удостоился постра­дать ради Бога, дабы из числа многих скорбей и поношений Господа твоего, ты, хотя некоторым обра­зом, мог подражать самым унизительным поношеньям, и жесточайшим мученьями Его.—И всякий раз, когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помо­лись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ.

3. Прилежно внимай себе, чтобы ты удалялся же­лания власти, чести, славы и похвалы, как язвы, смерти и погибели душевной, и как вечной муки. Блюдись думать о себе, что значишь что-либо, или имеешь какую-либо добродетель,—или лучше дру­гих, или даже им равен. Совершенно отсекай вся­кое малое похотение и пожелание плоти. Ни с одним человеком, без крайней нужды, не дозволяй себе свободного обращения, не касайся до чужого тела; ничего, даже самомалейшего не употребляй из пищи, прежде определенного времени, дабы от малых непристойных поступков постепенно не дойти до самых тяжких преступлений.

4. Прилежно внимай себе, чтобы ты искренне и от души считал себя непотребнейшим из всех хри­стиан, и величайшим грешником, и чтобы душа твоя всегда была смиренна, и пребывала в плаче, и стенании. Всегда молчи, как недостойный и не опытный, и никогда не произноси слов без ну­жды.

5. Прилежно внимай себе, и имей всегда пред очами вечный оный огнь, бесконечные муки, и страждущих там грешников, и считай себя более в числе сих, нежели в числе живых.

6. Прилежно внимай себе, и помышляй, что Го­сподь наш Иисус Христос за нас умер и воскрес, и искупил нас Своею кровью, чтобы ты бо­лее жил не для себя самого, но для Господа, «умершего за нас и воскресшего» (2Кор. 5, 15). Итак, представляй себе, что ты всегда находишься пред очами Его, и блюди свое сердце.

7. Внимай себе прилежно, чтобы всегда с полною готовностью и верою повиноваться воле Бога и Го­спода нашего Иисуса Христа, хотя бы предлежала жизнь, или смерть, или какая скорбь. Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скор­бей, бедствий и смерти, чтобы он не постигли тебя неготовым.

8. Прилежно внимай себе, чтобы не помышлять ни о каком дел, противном воле Божьей; потому что Бог вездеприсущ. Во всех даже самомалейших делах, т. е. желаешь ли ты сказать что, или сделать, или вступить с кем в какое либо общение, или вкусить пищи, или питья, или уснуть, или что другое сделать; прежде всего рассмотри, согласно ли то с волею Божьею, и взвесь побуждающую к тому причину, и таким образом приступай к оному, чтобы дело твое было по Богу; и тогда будешь иметь великое дерзновение пред Ним.

9. Тщательно внимай себе, что если кто огорчит тебя в чем либо, (и вследствие сего) будешь раздражаться скорбью, или негодованьем на него, то (в это время) молчи, чтобы не сказать чего либо неприличного, доколе сердце твое не успокоится, и тогда то с кротостью объяснись и примирись с бра­том. Если будет нужда обличить в чем либо брата, и ты увидишь себя подвигшимся на гнев, и не владеющим собою, то отнюдь ничего не говори, дабы тебе еще более не смутиться; но когда приметишь, что и ты и он находитесь в кротком и мирном устроении, тогда говори не с укором или обличением, но со всяким смирением объясни дело.

10. Тщательно внимай себе, чтобы не сомневаться в том, что ежедневно предстоит тебе какое либо искушенье, или со стороны смерти, или скорби, или какого либо великого бедствия. И если что из оных постигнет тебя, переноси все это мужественно и без смущенья, помышляя, что «многими скорбьми по­добаешь нам вниши в царствие Божие» (Деян.14, 22).

11. Тщательно внимай себе, чтобы ни в каком деле, или слове, или помышлении не искать своей воли, или покоя, но воли Божьей, хотя бы это дело требовало великого труда: ибо таким образом до­стигается царствие небесное. Итак, предпочитай ее (Божью волю) всякой мудрости человеческой, и при­знавай оную полезнейшею всех человеческих разумений: ибо заповедь Божья —есть жизнь вечная.— «Взыскающии Господа не лишатся всякого блага» (Псал. 33, 11).

12. Бдительно внимай себе, чтобы представляя себя всегда пред Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого. Если ты имеешь нужду в какой либо вещи,—то моли Бога, чтобы Он тебе даровал оную, если Ему будет угодно. Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарность. Хотя бы ты имел в чем либо крайний недостаток, не надейся на лю­дей, не скорби, не ропщи ни на кого, но переноси благодушно, и несмущенно, так помышляя в себе: хотя я за грехи свои заслуживаю многих бедствий, однако Бог, если восхощет, можете меня помило­вать и даровать мне все необходимое. Если ты бу­дешь иметь такое расположение духа, то Бог по­шлет тебе все потребное.

13. Осторожно внимай себе, чтобы отнюдь тебе ни­чего не принимать, не уверясь, что это, как приоб­ретенное правдою, даруется тебе от Бога. Таковое даяние принимай с миром; а о чем узнаешь, что оно приобретено неправдою или насилием, или обманом, или притворством, то отринь и отвергни. «Лучше частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни» (Притч. 15, 16).

14. Бдительно внимай себе, чтобы со всяким тщанием хранить молчание, при коем с помощью Бо­жией, удобнее ты можешь подвизаться и преуспе­вать в добродетели.—Если же откроется потребность говорить, рассмотри прежде в себе: уважительна ли эта потребность; когда найдешь, что полезнее гово­рить, нежели молчать, тогда отверзи уста свои со страхом Божиим и трепетом, и с поникшею го­ловою произноси слова скромно и почтительно. Если с кем либо беседуешь, ради любви поговори не­много, и скорее замолчи. Если будешь спрошен, отвечай столько, сколько потребует необходимость, а не более.

15. Бдительно внимай себе: чтобы сколько воздер­живаешься от блуда, столько же обуздывай поже­лание очей, слуха, языка и осязания. Очи твои устре­мляй только на рукоделье твое, а не на посторонние предметы, разве потребует сего благословная нужда. Особенно остерегайся взирать на женщин, или красивых мужчин, без крайней необходимости. Не слушай, что говорят о других. Уста твои без нужды отнюдь ничего не должны произносить.—Брат! если эти наставления ты найдешь полезными, то по­старайся исполнить их самым делом, дабы Бог помог тебе и защитил тебя в час искушения. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: