__________________
i r, астрономии и другим наукам. Школой руководил «уммиа» (наставник») и его помощник («старший брат»), за дисциплиной г исдил надсмотрщик («владеющий хлыстом»). Чтобы овладеть исем объемом знаний, ученики должны были проявлять большое усердие, не только запоминать, но и много раз повторять уроки педагогам и дома, как правило, своим отцам. Кстати, в этом просматривается связь школы и семьи в единстве образования и воспитания. И такой труд приносил успех в жизни. Писцы были при царях и храмах, переводчиками, строителями, администраторами н другими исполнителями функций управления.
Управление в Шумере зиждилось на обычаях, традициях, а писаного права как такового не существовало. Лишь на закате шумерской цивилизации начали составляться своды законов, но они носили большей частью рекомендательный характер. Однако п Шумере формировались основы философской и управленческой мысли, что послужило исходной методологической базой оформления управления в определенный организационный порядок. Последнее определялось категориями мирового плана.!)то Мэ - потенции, идеальные модели вещей; Нам - судьба; Гар-.ча - обрядовый акт, атрибуты царской власти; Гиш-кур - предначертанный план, божественный проект; Биллуда - порядок, установленный богом на его территории. Как видно из определений этих категорий, организация жизни и деятельности Шумера предполагала некий порядок, по которому должно жить и развиваться общество. В книге В.В. Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры» приведен список Мэ, анализ которого позволяет сделать выводы о том, что Мэ определяли организацию и порядок установления царской, храмовой власти и непосредственно управления государством.
|
|
В середине III тысячелетия Шумер был завоеван Саргоном и присоединен к Аккаду.
АККАДА
После завоевания в 2312 г. до н. э. Саргоном городов Шумера создается государство Аккад с одноименной столицей. Оно просуществовало примерно 200 лет и было захвачено союзом кочевых племен гутиев около 2200 г. до н. э. Последние продержа-