__________________
лись где-то 100 лет и были изгнаны в 2109 г. до н. э. царем г. Уру- ка Утухегалем, или Уту-хенгалем (ок. 2116/2111-2109/2104 гг. до н. э.). Он снова объединил Шумер и Аккад. Это новое государство зиждилось на культурных достижениях, ему предшествовавших, сохраняло и развивало их, стараясь не растерять достояние ушедшей цивилизации. В связи с этим все последующие цари вплоть до вавилонских принимали титул царей Шумера и Аккада, хотя их резиденции размещались в различных городах. Важно и то обстоятельство, что складывавшаяся практика управления в постшумерский и аккадский периоды не была вновь создаваемой, а утверждала и укореняла достижения в этой области прошлых государств. Отсюда необходимость проследить хронологию прихода к власти тех или иных царей в Месопотамии и Двуречье, что позволяет выявить исходные начала практики управления, адаптировавшейся к историческим условиям древности.
Спустя семь с половиной лет Утухегаль погиб (утонул при осмотре плотины). После его трагической кончины царем Шумера и Аккада становится Ур-Намму (бывший при Утухегале наместником г. Ур (ок. 2112-2094 гг. до н. э.)). Сын Ур-Намму Шуль- ги (2093-2046 гг. до н. э.) восстановил государство Аккад, как оно было при Саргоне. Эти цари занимались строительством оросительных и обводнительных каналов и сооружений, восстановлением системы хозяйства. Царь Шульги также совершенствовал систему управления в государстве. При нем централизация власти достигла своего апогея. Был создан высокоорганизованный полицейский аппарат, независимые в прошлом энси стали обычными сменяемыми чиновниками, округа получили четко очерченные границы, внутренняя автономия храмовых и сельских общин была ликвидирована и контролировалась царскими чиновниками, часть храмовых земель перешла в собственность царской семьи, что позволило организовать стройную систему управления государственным хозяйством. Всю землю обмерили, определили ее качество и занесли в кадастры по округам. Была преобразована система налогов и податей, проведена перепись всех занятых каким-либо трудом, в том числе рабов из царских мастерских. Все начальники, чиновники получали содержание из царской казны. И, что очень важно, Ур-Намму издал первый судебник (сохранились лишь фрагменты).
В книге «История Древнего мира. Древний Восток. Египет. Шумер. Вавилон. Западная Азия» (2000) ее авторы А.Н. Бодак,