__________________
Писцы - чиновники Египта (управляющие) на различных ступенях иерархии, умеющие считать и писать.
(сиусерт- наследник и соправитель Аменамхета I.
I еры- столичная и провинциальная знать.
('оптик- начальник гарнизона крепости.
('инклит- Совет высших сановников.
Шснет - одежда визиря при исполнении своих обязанностей.
Кроме вышеперечисленных терминов в египетской литературе встречаются следующие слова: документы, жалобы, запро- гы, имущество, кабинет, надзиратель, наказ, начальник, печать, письмо, посланец, порядок работы, привратник, приказ, указы царя - и много других терминов, по содержанию адекватных со- иременному пониманию в управлении. (См.: М.А. Коростовцев 11исцы Древнего Египта» (2001), Б А. Тураев «Египетская литература» (2001), У.Б. Эмери «Архаический Египет» (2001) и другие работы.)
1. На какие административно-территориальные единицы делилось египетское государство в разные периоды своего развития? Кто их возглавлял? Адекватно ли такое деление современному пониманию?
2. Назовите наиболее известных правителей Египта. Чем они отличались от своих подданных?
3. Как назывались древние столицы Египта? Каковы особенности устройства их управления?
4. Каста египетских жрецов, особенности ее положения в обществе и характер деятельности.
5. Какую роль в египетском обществе играли писцы?
6. Какие виды управления сформировались в Раннем и Древнем царствах Египта?
II. Управление в древних цивилизациях
__________________
ШУМЕР
Шумер - древняя страна Междуречья с ярко выражены ы ми пережитками родоплеменного строя. Определенных сведе ний, откуда пришли шумеры, нет, но наиболее распространенней точка зрения среди шумерологов следующая: «...первые шумеры появились в Месопотамии, составляли небольшую группу лю дей... Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя или завоевывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения. Напротив, они восприняли многие достиже ния местной культуры, и то, что мы сегодня называем шумер ской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим достоянием многих народов, обогащенным и развитым пришель цами, создавшими в Двуречье большое и могущественное госу дарство»15.
Шумер не являл собой государства в современном понимании. Там только начинали формироваться основы государствен ного устройства, что было вызвано, прежде всего, особенностями ведения сельскохозяйственных работ, прокладкой и содержанием оросительных систем, сбором налогов, развитием торговли, в том числе землей, наличием самостоятельных городов как религиозных центров, возвышением роли храмов и их хозяйственных систем. Первоначально на территории, где проживали шумеры, не было целостного государства, создававшиеся города вели между собой борьбу за гегемонию. Это отмечает М. Белицкий: «Сохраняя культурную и религиозную общность, а также тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко жестоко враждующие между собой, государства». Лишь Саргону - царю древнего Аккада - удалось завоевать шумерские города и сплотить их в единое государство. Наиболее известные города: Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду и др.
Города шумеров в основном начали складываться в V-IV тысячелетиях до н. э. Их расцвет как религиозно-культурных, торговых центров приходился на III-II тысячелетия до н. э. Однако






