__________________
Писцы - чиновники Египта (управляющие) на различных ступенях иерархии, умеющие считать и писать.
(сиусерт- наследник и соправитель Аменамхета I.
I еры- столичная и провинциальная знать.
('оптик- начальник гарнизона крепости.
('инклит- Совет высших сановников.
Шснет - одежда визиря при исполнении своих обязанностей.
Кроме вышеперечисленных терминов в египетской литературе встречаются следующие слова: документы, жалобы, запро- гы, имущество, кабинет, надзиратель, наказ, начальник, печать, письмо, посланец, порядок работы, привратник, приказ, указы царя - и много других терминов, по содержанию адекватных со- иременному пониманию в управлении. (См.: М.А. Коростовцев 11исцы Древнего Египта» (2001), Б А. Тураев «Египетская литература» (2001), У.Б. Эмери «Архаический Египет» (2001) и другие работы.)
Вопросы для самопроверки
1. На какие административно-территориальные единицы делилось египетское государство в разные периоды своего развития? Кто их возглавлял? Адекватно ли такое деление современному пониманию?
|
|
2. Назовите наиболее известных правителей Египта. Чем они отличались от своих подданных?
3. Как назывались древние столицы Египта? Каковы особенности устройства их управления?
4. Каста египетских жрецов, особенности ее положения в обществе и характер деятельности.
5. Какую роль в египетском обществе играли писцы?
6. Какие виды управления сформировались в Раннем и Древнем царствах Египта?
II. Управление в древних цивилизациях
__________________
ШУМЕР
Шумер - древняя страна Междуречья с ярко выражены ы ми пережитками родоплеменного строя. Определенных сведе ний, откуда пришли шумеры, нет, но наиболее распространенней точка зрения среди шумерологов следующая: «...первые шумеры появились в Месопотамии, составляли небольшую группу лю дей... Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя или завоевывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения. Напротив, они восприняли многие достиже ния местной культуры, и то, что мы сегодня называем шумер ской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим достоянием многих народов, обогащенным и развитым пришель цами, создавшими в Двуречье большое и могущественное госу дарство»15.
Шумер не являл собой государства в современном понимании. Там только начинали формироваться основы государствен ного устройства, что было вызвано, прежде всего, особенностями ведения сельскохозяйственных работ, прокладкой и содержанием оросительных систем, сбором налогов, развитием торговли, в том числе землей, наличием самостоятельных городов как религиозных центров, возвышением роли храмов и их хозяйственных систем. Первоначально на территории, где проживали шумеры, не было целостного государства, создававшиеся города вели между собой борьбу за гегемонию. Это отмечает М. Белицкий: «Сохраняя культурную и религиозную общность, а также тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко жестоко враждующие между собой, государства». Лишь Саргону - царю древнего Аккада - удалось завоевать шумерские города и сплотить их в единое государство. Наиболее известные города: Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду и др.
|
|
Города шумеров в основном начали складываться в V-IV тысячелетиях до н. э. Их расцвет как религиозно-культурных, торговых центров приходился на III-II тысячелетия до н. э. Однако