II. Управление в древних цивилизациях

__________________

нии всех проблем, связанных с управлением страной. В своих письмах царь наставлял чиновников и напоминал им о необходи­мости строго выполнять свои обязанности».

Собственно организация управления государством времен Старо-Вавилонского царства нашла отражение в упомянутом за­конодательстве Хаммурапи. Разумеется, в основе этого историче­ского документа лежат более древние взгляды, в частности Шу­мера и Аккада, что и отмечено в тексте: «[Вот] справедливые за­коны, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и [тем самым] давшие стране истинное счастье и доброе управление»3. Изучение текста законов позволяет судить об управленческих взглядах царя. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что Законы Хаммурапи в большей мере представляют собой пра­вила поведения для разных категорий населения Вавилонии, включая царских служащих, судей, воинов, свободных общинни­ков и рабов. Эти моральные нормы, представленные в законах, формировались не одно столетие и определяли общественную мораль древнего общества. Это видно из древнейшего философ­ского произведения Вавилонии «Вавилонская теодицея», в кото­рой рассматривается один из основных вопросов этики - соотно­шение добра и зла4. В этой связи о правовой значимости этого за­конодательства можно судить лишь отчасти. Во-первых, поскольку текст законов составил и утвердил абсолютный мо­нарх - правитель государства. Во-вторых, в содержании законов оговариваются правоотношения, в частности ответственность людей за нарушение установленных правил поведения, иные по­ложения.

Собственно текст законов можно подразделить на три час­ти: начало (божественное предзнаменование), содержательная часть (статьи законов, всего 282), окончание (наказание богов за нарушение данных законов).

Непосредственно управленческая значимость законода­тельства проявляется в следующем:

1. Царь - правитель Вавилона и Вавилонии - являл собой представителя пантеона богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состо­ящим из взаимосвязанных элементов, иначе царь стоял на вер­шине пирамиды власти и управления (см. начало и окончание за­конов).

2. Соединение в лице монарха законодательной и исполни­тельной власти. Царь издавал законы, указы, постановления. В то


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: