__________________
нии всех проблем, связанных с управлением страной. В своих письмах царь наставлял чиновников и напоминал им о необходимости строго выполнять свои обязанности».
Собственно организация управления государством времен Старо-Вавилонского царства нашла отражение в упомянутом законодательстве Хаммурапи. Разумеется, в основе этого исторического документа лежат более древние взгляды, в частности Шумера и Аккада, что и отмечено в тексте: «[Вот] справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и [тем самым] давшие стране истинное счастье и доброе управление»3. Изучение текста законов позволяет судить об управленческих взглядах царя. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что Законы Хаммурапи в большей мере представляют собой правила поведения для разных категорий населения Вавилонии, включая царских служащих, судей, воинов, свободных общинников и рабов. Эти моральные нормы, представленные в законах, формировались не одно столетие и определяли общественную мораль древнего общества. Это видно из древнейшего философского произведения Вавилонии «Вавилонская теодицея», в которой рассматривается один из основных вопросов этики - соотношение добра и зла4. В этой связи о правовой значимости этого законодательства можно судить лишь отчасти. Во-первых, поскольку текст законов составил и утвердил абсолютный монарх - правитель государства. Во-вторых, в содержании законов оговариваются правоотношения, в частности ответственность людей за нарушение установленных правил поведения, иные положения.
|
|
Собственно текст законов можно подразделить на три части: начало (божественное предзнаменование), содержательная часть (статьи законов, всего 282), окончание (наказание богов за нарушение данных законов).
Непосредственно управленческая значимость законодательства проявляется в следующем:
1. Царь - правитель Вавилона и Вавилонии - являл собой представителя пантеона богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов, иначе царь стоял на вершине пирамиды власти и управления (см. начало и окончание законов).
2. Соединение в лице монарха законодательной и исполнительной власти. Царь издавал законы, указы, постановления. В то