Глава 3. Управление в Сирии, Фригии, Ханаане и Палестине

__________________

I i.i к1тором управления на уровне государства, то спустя тысячеле-

I мм уже государство, сформировавшись как субъект управления, как бы показывало на всех уровнях и во всех звеньях образован­ной системы, как и каким образом следует управлять тем, что

называется во власти людей, какое бы общественное положение ом и ни занимали8. В этих условиях сложилась и успешно дейст- шжала модель управления государством. Царь, его опора - воен­ная сила, жрецы, приближенные сановники, слуги (аппарат), вы­полнявшие различные распоряжения властелина.

2. Другие государства Древнего Востока того периода, ко- не могли в полной мере вобрать в себя или хотя бы копи­ровать модели управления, отрабатываемые Вавилонией. Они 'inшь частично использовали те достижения управленческой мысли, которые нашли свое воплощение в Вавилонском царстве. <)днако эти государства смогли в той или иной мере применить отдельные фрагменты системы вавилонского государственного управления, при этом они вносили и нечто присущее только им. Гак, хетты, как отмечалось, предложили ограничение власти мо­нарха. Но это не было простым ограничением. Сформированная федерация как бы перенесла принцип вождества «первый среди ранных» на уровень государственного управления. Перераспре- лсление полномочий верховной власти монарха, наделение ею частично наместников подкреплялось законодательно, но закон­ность определяли соответствующие верховные органы (палаты). 11|'рез систему законодательства регулировались функции испол­нительной власти. Эта модель явила собой в какой-то мере про­образ модели римского доминанта. Кроме того, хетты косвенным образом повлияли на развитие организации управления войска­ми, что было немаловажно для древнейших государств.

В городах Финикии отрабатывалась модель городского уп­равления: царь, совет старейшин, коллегия знатнейших (орган уп­равления), чиновничий аппарат, распределенный по уровням зна­чимости исполняемых обязанностей и приближенности к царю.

II наконец народное собрание. В какой-то мере объединившись, финикийские города-государства создали финикийскую конфеде­рацию. Но есть еще одно весьма существенное обстоятельство. Фи­никияне способствовали сохранению для человечества морали че­ловеколюбия (идей христианства), что оценилось много позже.

Ассирия отработала, возможно, первую строго организо- н л иную систему управления экономическими процессами. Ин-

I I итут собственности в Ассирии стал сочетаться с формой мено-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: