__________________
■ I i.i к1тором управления на уровне государства, то спустя тысячеле-
I мм уже государство, сформировавшись как субъект управления, как бы показывало на всех уровнях и во всех звеньях образованной системы, как и каким образом следует управлять тем, что
■ называется во власти людей, какое бы общественное положение ом и ни занимали8. В этих условиях сложилась и успешно дейст- шжала модель управления государством. Царь, его опора - военная сила, жрецы, приближенные сановники, слуги (аппарат), выполнявшие различные распоряжения властелина.
2. Другие государства Древнего Востока того периода, ко- не могли в полной мере вобрать в себя или хотя бы копировать модели управления, отрабатываемые Вавилонией. Они 'inшь частично использовали те достижения управленческой мысли, которые нашли свое воплощение в Вавилонском царстве. <)днако эти государства смогли в той или иной мере применить отдельные фрагменты системы вавилонского государственного управления, при этом они вносили и нечто присущее только им. Гак, хетты, как отмечалось, предложили ограничение власти монарха. Но это не было простым ограничением. Сформированная федерация как бы перенесла принцип вождества «первый среди ранных» на уровень государственного управления. Перераспре- лсление полномочий верховной власти монарха, наделение ею частично наместников подкреплялось законодательно, но законность определяли соответствующие верховные органы (палаты). 11|'рез систему законодательства регулировались функции исполнительной власти. Эта модель явила собой в какой-то мере прообраз модели римского доминанта. Кроме того, хетты косвенным образом повлияли на развитие организации управления войсками, что было немаловажно для древнейших государств.
|
|
В городах Финикии отрабатывалась модель городского управления: царь, совет старейшин, коллегия знатнейших (орган управления), чиновничий аппарат, распределенный по уровням значимости исполняемых обязанностей и приближенности к царю.
II наконец народное собрание. В какой-то мере объединившись, финикийские города-государства создали финикийскую конфедерацию. Но есть еще одно весьма существенное обстоятельство. Финикияне способствовали сохранению для человечества морали человеколюбия (идей христианства), что оценилось много позже.
Ассирия отработала, возможно, первую строго организо- н л иную систему управления экономическими процессами. Ин-
I I итут собственности в Ассирии стал сочетаться с формой мено-