Эту сторону проблем управления необходимо раскрыть более подробно.
Образование как социальный институт зародилось в дрен ние времена. Историческая наука относит создание системы образования к периоду греческой и римской цивилизации. Собст венно система образования формировалась постепенно в течение VII—I вв. до н. э. Зарождались и утверждались терминология, формы обучения, наставничество (учительство), правовой статус. К примеру, слово «педагог» вначале обозначало раба, который сопровождал ребенка в школу и наблюдал за ним. Но со вре менем термин трансформировался, обрел иное содержание и стал трактоваться как домашний учитель.
Система образования первоначально не являла собой стройный, организованный институт в его современном понимании. Представления, элементы, формы образования как рода занятий, его приоритеты зиждились на мифологии древних греков и римлян. Относимое к духовной деятельности, образование всецело считалось прерогативой свободных людей, не связанных с созданием материального продукта, поскольку физический труд рассматривался в качестве презренного занятия. В этой связи образованным считался человек, сферой деятельности которого могла быть только духовная жизнь. А это герой (полубог-получеловек), которого раннегреческая культура рассматривала как образец, идеал образованности, что нашло отражение в сочинениях Гомера. Герои Гомера высокообразованны. Они прекрасно владеют различными видами оружия, побеждают в играх и состязаниях, музыкальны, красноречивы. Им нет равных. По своей сути образование - передача знаний, иначе, обучение чему-либо. Но это одна сторона. Другая - воспитание или привитие навыков поведения и управления. В своем единстве первое и второе рассматриваются как процесс формирования личности, осуществляемый между педагогом (учителем) и учеником. Цель образования укладывалась в формулу: «Быть лучшим и превосходить других», дабы снискать славу и почет при жизни и добрую память после кончины. Этот образ совершенного героя служил идеалом в Спарте, где доминировало обучение военному искусству с учетом сокращения гуманитарных знаний. В Афинах, напротив, был представлен простор для гармоничного сочетания физического, духовного, эстетического и нравственного развития человека.
|
|