II. Управление в древних цивилизациях

Эту сторону проблем управления необходимо раскрыть более подробно.

Образование как социальный институт зародилось в дрен ние времена. Историческая наука относит создание системы об­разования к периоду греческой и римской цивилизации. Собст венно система образования формировалась постепенно в течение VII—I вв. до н. э. Зарождались и утверждались терминология, формы обучения, наставничество (учительство), правовой ста­тус. К примеру, слово «педагог» вначале обозначало раба, кото­рый сопровождал ребенка в школу и наблюдал за ним. Но со вре менем термин трансформировался, обрел иное содержание и стал трактоваться как домашний учитель.

Система образования первоначально не являла собой стройный, организованный институт в его современном пони­мании. Представления, элементы, формы образования как ро­да занятий, его приоритеты зиждились на мифологии древних греков и римлян. Относимое к духовной деятельности, образо­вание всецело считалось прерогативой свободных людей, не связанных с созданием материального продукта, поскольку физический труд рассматривался в качестве презренного заня­тия. В этой связи образованным считался человек, сферой де­ятельности которого могла быть только духовная жизнь. А это герой (полубог-получеловек), которого раннегреческая куль­тура рассматривала как образец, идеал образованности, что на­шло отражение в сочинениях Гомера. Герои Гомера высокооб­разованны. Они прекрасно владеют различными видами оружия, побеждают в играх и состязаниях, музыкальны, крас­норечивы. Им нет равных. По своей сути образование - пере­дача знаний, иначе, обучение чему-либо. Но это одна сторона. Другая - воспитание или привитие навыков поведения и уп­равления. В своем единстве первое и второе рассматриваются как процесс формирования личности, осуществляемый между педагогом (учителем) и учеником. Цель образования уклады­валась в формулу: «Быть лучшим и превосходить других», да­бы снискать славу и почет при жизни и добрую память после кончины. Этот образ совершенного героя служил идеалом в Спарте, где доминировало обучение военному искусству с уче­том сокращения гуманитарных знаний. В Афинах, напротив, был представлен простор для гармоничного сочетания физи­ческого, духовного, эстетического и нравственного развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: