Глава 1. Развитие управленческой мысли за рубежом

__________________

лучшие методы достижения целей организации, соответствую­щие изучаемой ситуации.

Сторонники школы науки управления в своих исследова­ниях определили основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Многие авторы называют р.шшчное количество переменных, от которых зависит эффек- ппшость работы организации. Но главных переменных, воздей- ■ i нующих на ее деятельность, не более десяти. Внутренние пере- н иные организации изучались различными школами, но каждая нII них акцентировала внимание на отдельных факторах внутрен­ней среды. Так, школа научного управления выделяла задачи и н апологию управления; школа психологии и человеческих отно- и и м ий - трудовые ресурсы (людей) организации; классическая i иминистративная) школа - структуру управления. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации пол­ностью зависело от внутренних переменных. Внешним же факто­рам внимание не уделялось. К ним относятся: цели, структуры, ыдания, технология и люди.

Для эффективного функционирования современных орга- IIIнаций недостаточно учитывать влияние только внутренних пе­ременных. Современные организации испытывают значительное и шяние факторов внешней среды. Мысли о необходимости уче- i.i их влияния на деятельность организации появились в конце •о х годов прошлого века. Ситуационный подход расширил и н ляд на организацию как систему управления, подвергающую- | i ноздействию как внутренних, так и внешних факторов. Выжи­вшие организации и сохранение эффективности ее работы в по- миляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли она приспособиться к изменениям окружающей среды. К внешним переменным относятся: политические, экономические, социаль­ные возмущения, конкуренты и потребители.

Школа науки управления установила, что все переменные i факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны п изаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изме­нения во всех других. Последний вывод как нельзя лучше ил- ипетрирует применение школой науки управления системного подхода.

Система - упорядоченная совокупность, единство, состоя­щее из взаимозависимых частей, каждая из которых понимается МИК минимально неделимый объект, привносящий что-то кон- i ре гное в уникальные характеристики целого для достижения

VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.

__________________

Определенной цели. При этом свойство неделимости элемента это просто удобное понятие, а не действительное его свойство как физического или экономического объекта.

Системный подход - подход в теории управления и ме неджмента, согласно которому организация является совокуппн стью взаимосвязанных элементов (таких, как совместные цент» сти, стратегическая ориентация, структура, система субордима ции, стиль управления, состав сотрудников, совокупное п. теоретических знаний и практического опыта), ориентированны на достижение единой конечной цели (или единых конечных цс лей) в условиях меняющейся деловой среды. Системный подход в управлении сменил редукционистский подход, суть которот состояла в сведении свойств целого к свойствам составляющие его элементов.

Системный подход базируется на «Общей теории систем», основоположником которой считается Л. фон Берталанфи (1901-1972) - австрийский биолог-теоретик, с 1949 г. жил и США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке обобщен ную системную концепцию («Общую теорию систем»), задачи которой - разработка математического аппарата описания раа ных типов систем, установление изоморфизма законов в раздпч ных областях знания («Общая теория систем», 1968).

Управление на основе системного подхода включает следу ющие стадии:

-уточнение сферы и масштабов деятельности орган ни ции, ее субъекта и объекта;

- осуществление системного анализа;

- определение проблем, выбор главной из них (готовятся ми рианты решений, осуществляются экспертные оценки, при верки и перепроверки, просчитывается эффективность).

Первоначально теория систем применялась в точных на уках и технике. В управлении эта дисциплина стала испольаи ваться в конце 50-х годов, что явилось значительным успехом школы науки управления.

Как было отмечено, основное направление школы науки управления связано с развитием точных наук, и прежде всего ми тематики. В современных условиях многие ученые называют am направление «Новая школа». И хотя это обусловлено широким внедрением в сферу управления количественных методов, наш стных под общим названием «Исследование операций», оно ир утвердилось и не получило широкого распространения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: