VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в

__________________

названных в целом наукой о действии; Р. Лайкерт - исследона тель в области проблем социального управления, методов иссле­дования социального поведения, управления общественным мне нием, «Теории 4 систем»; Ф. Герцберг - автор теории мотивации к труду или, иначе, «Теории гигиенической мотивации», в осин вании которой лежит труд и все получаемые благодаря ему фСт мы признания; Д. МакГрегор - автор теорий X и У, первая из ко торых основывалась на контроле, вторая - на поддержке.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на мг годах налаживания межличностных отношений. Сторонники по вого подхода стремились в большей степени оказать помощь |>а ботнику в осознании своих собственных возможностей на основ! применения концепций поведенческих наук к построению и уп равлению организациями. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счм повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что по'п и полностью охватил всю область управления в 1960-1970-е годы Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственны!i наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о попе дении всегда будет способствовать повышению эффективности к; и отдельного работника, так и организации в целом. Однако такт' приемы, как изменение содержания работы и участие работники м управлении предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. В результа те, несмотря на многие важные положительные стороны, бихевиориа ский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, от личавшихся от тех, которые исследовали его приверженцы.

Говоря о такой важной функции менеджмента, как мотива ция (функция, поддерживающая состояние, которое побуждае совершать действия, направленные на удовлетворение потребпо стей), необходимо напомнить, что все теории мотивации подрал деляются на две группы: содержательные, основывающиеся на идентификации потребностей, и процессуальные, возникшие позже и базирующиеся на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Исходной позицией исследований школы стали работы А.Г. Маслоу (1908-1970), одного из лидеров гуманистической психологии, создателя иерархической теории потребностей.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: