Информационное неравенство и пути его преодоления

Г. Р. Давлетшин (ст. гр. БИ-112)

Научный руководитель: С.Ю. Абрамова (зав. каф. Бизнес-информатика, к.э.н., доцент)

Аннотация – была рассмотрена проблема информационного неравенства, основы политики государств и различных общественных организаций в сфере преодоления дисбаланса в доступе к информации, проанализированы возможные решения.

Ключевые слова – «цифровой разрыв», дисбаланс, цифровая пропасть, проблемы, «общество знаний», цифровая солидарность.

Abstracts – considered the issue of the digital divide, the policy framework of State and various public organizations in overcoming the imbalance in access to information, analyze possible solutions.

Keywords – «digital divide», imbalance, problems, «knowledge Society», digital solidarity.


На сегодняшний день интернет стал ведущим средством коммуникации, но 90% пользователей проживают в промышленно развитых странах Северной Америки (30%), Европы (30%) и Азиатско-тихоокеанского региона (30%). Эта цифра наглядно демонстрирует влияние новых технологий на мир. Действительно, ученые говорят о глобальном информационном обществе, о «всемирно протянутой паутине» (world wide web), но в реальности на 82% населения планеты приходится лишь 10% подключений во всем мире. Этот «цифровой разрыв» является, в первую очередь, вопросом доступа к инфраструктуре. Следует напомнить, что около двух миллиардов людей не подключены к электросети, что на данный момент остается необходимым условием для массового доступа к новым технологиям. Кроме того, существует проблема платежеспособности, которая имеет более острый характер в странах Юга по сравнению со странами Севера не только в абсолютном измерении, но также и по покупательной способности. Что касается предоставления интернет-услуг, то инвестиции в эту сферу весьма высоки в городах и мало распространены в сельских зонах.[2]

Для преодоления данного неравенства попробуем изучить условия его возникновения. На основе Всемирного Доклада ЮНЕСКО можно выделить несколько факторов, определяющих «цифровой разрыв». Среди них:

• Экономические ресурсы: все еще весьма высокая стоимость приобретения компьютера или телекоммуникационных услуг частными лицами в странах Юга, а также высокая стоимость инвестиций в инфраструктуру, что является мощным фактором неравенства.

• География: существующая между городами и сельскими зонами асимметрия создает весьма серьезный дисбаланс. В странах Юга трудности, связанные с приобретением земли и получением кредитов, свобода перемещения рабочей силы, делокализация и влияние СМИ привели к беспрецедентному развитию городских регионов в ущерб участию сельских зон в революции новых технологий. Например, в Индии 80% подключений к Интернету происходит в 12 самых крупных городах страны.

• Возраст: молодежь часто находится в авангарде технологических инноваций и их применения, однако люди старшего возраста, как правило, не способны без особой поддержки приспособится к новым технологиям. Поэтому для них необходимо создавать структуры повышения квалификации.

• Пол: неравенство мужчин и женщин перед лицом новых технологий является другой гранью цифрового разрыва. В действительности, две трети всех неграмотных людей в мире являются женщинами. Если в промышленно развитых странах женщины представляют собой весьма заметную часть пользователей интернета, то в развивающихся странах существует опасность того, что женщины будут и впредь сталкиваться с растущим числом препятствий в области доступа к новым технологиям.

• Образование и социологические или культурные корни: если начиная со второй половины ХΙХ века обязательное школьное образование позволило ответить на вызовы первой, а затем и второй промышленной революции, то не призвано ли в ХХΙ веке приобщение к новым технологиям стать фундаментом «образования для всех»? Поэтому будущее постиндустриального общества потребует значительных инвестиций в образование и подготовку.

• Занятость: в странах с большой долей безработного населения невозможно преодолеть технологический разрыв, так как большинство населения не имеет работы, а значит и средств на покупку компьютеров и других устройств.

• Физическая полноценность: в 2000 году в США лишь 23,9% инвалидов имели личный компьютер (средний национальный показатель достигал тогда 51,7% всего населения). В силу своего увечья, инвалиды, тем не менее, часто остаются дома, и Интернет является для них уникальной возможностью ресоциализации, будь то и в форме дистанционной работы. Тем не менее, инвалиды сталкиваются с растущим числом трудностей экономического, культурного или психологического характера, что способствует углублению цифровой пропасти.

Кроме этих факторов в том же докладе были сформулированы четыре принципа, направленных на выработку политики преодоления неравенства в доступе к информации.

• Всеобщий доступ к информации. В частности, ЮНЕСКО стремится работать в тесном сотрудничестве с другими организациями системы ООН и заинтересованными неправительственными организациями с тем, чтобы адаптировать тарифную политику в области телекоммуникаций к экономическим возможностям развивающихся стран и неблагоприятных регионов.

• Свобода выражения мнений. Без этого не может быть информационного общества, поскольку свобода выражения мнений, которая сочетается со свободой, необходимой для научных исследований и созидательной деятельности, является единственной гарантией того, что глобальное информационное общество не станет глобальным обществом некачественной информации или дезинформации.

• Культурное и языковое разнообразие.

• Образование для всех.

Помимо проблемы доступа к связи, недостаточная оснащенность оборудованием, как мы уже отмечали, также является причиной неравенства.

В то же время, быстрое устаревание информационного парка в промышленно развитых странах могло бы открыть путь к перераспределению оборудования между странами Севера и Юга. Конечно, здесь присутствует дополнительный фактор неравенства: промышленно развитые страны получают доступ к высокоскоростному Интернету, в то время как развивающиеся страны вынуждены удовлетвориться устаревшими модемами и терпеть досадные периоды ожидания. Тем не менее, лучше иметь старый и менее мощный компьютер, чем не иметь такового вообще. Более того, подобный механизм перераспределения, основанный на решении, которое свободно принимается гражданами, предприятиями, организациями и правительствами промышленно развитых стран, а также на принципе совместного пользования, явился бы свидетельством духа цифровой солидарности, которая помогла бы сгладить экономические дисбалансы, являющиеся источником цифрового разрыва. В этом и заключается суть первого способа решения данной проблемы. Осуществимость подобной операции зависит, тем не менее, от усилий всех сторон с тем, чтобы решить материально-технические трудности (в частности, стоимость транспортировки), а также юридические трудности (передача лицензий на использование программного обеспечения), которые неизбежно возникнут.

Следует внимательно изучать все предложения в поддержку цифровой солидарности - от наиболее «технологичных» до самых «политических». Так, принимая во внимание недостаточное использование в настоящий момент многих сетей (телефонных, кабельных, спутниковых), некоторые эксперты высказались за предложение преференциальных (льготных) тарифных условий для развивающихся стран. В этой области решающее значение будет иметь, конечно же, политический выбор правительств, поскольку одной из главных причин высокой стоимости телекоммуникаций на Юге является высокий уровень налогов, которыми они обременены, а значит требуется реформа налоговой политики, если мы хотим способствовать сокращению стоимости телекоммуникаций и стимулировать информационное развитие. По мнению некоторых экспертов, расширение либерализации рынков телекоммуникаций также является еще одним условием уменьшения стоимости коммуникаций и развития Интернета во многих государствах. Кроме того, и вклад частного сектора будет иметь решающее значение для сокращения цифрового разрыва.

Среди возможных направлений деятельности, помимо идеи создания фонда цифровой солидарности, которая была предложена президентом Сенегала Абдулайем Вадом и который был официально учрежден в Женеве 14 марта 2005 года, рассматриваются такие меры, как развитие партнерства между территориальными или муниципальными образованиями богатых и бедных стран. Некоторые города, принимавшие участие в Женевском саммите, в частности Женева и Лион, четко высказались в пользу подобных действий, которые уже являются основой многих общественных и местных инициатив, направленных, к примеру, на безвозмездную передачу информационного оборудования или школьных учебников развивающимся странам.

Но для решения поставленной задачи нужно создать и использовать интегрированный подход, который должен быть адаптирован к разнообразию ситуаций на местах. Таким образом, диверсификация сетей передачи информации (геостационарные или нестационарные спутники, наземные аналоговые или кабельные сети, оптико-волоконные пути, wi-fi, новые кочевые терминалы, такие как карманные компьютеры), делает реальными уже сегодня разнообразные схемы инвестиций в зависимости от специфики национального или регионального контекста. Тем не менее, не предрешая заранее способности международного сообщества достигнуть однажды компромисса по вопросу об «универсальной службе» доступа к новым технологиям, следует напомнить, что многогранный характер цифрового разрыва требует глобального подхода к этим проблемам, который не может ограничиться лишь сугубо технологическим решением[2].

В число основных направлений деятельности по сокращению «цифрового неравенства» в РФ, по мнению профессора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Ольги Вершинской, должны войти:

• формирование общественного мнения, в том числе проведение открытых обсуждений, публичных докладов, построенных на основе обобщения предложений, поступающих от ведомств и частных лиц; проведение опросов общественного мнения, апробаций;

• расширение системы культурно-информационных центров общественного доступа к ИКТ;

• организация мониторинга готовности жителей к жизни и работе в информационном обществе;

• разработка и внедрение системы социальной помощи в электронном виде незащищенным группам населения, в первую очередь, инвалидам, старикам, мигрантам.

Организация работы на этих направлениях может быть основана на смешанном финансировании и материально-техническом обеспечении, создаваемом партнерскими усилиями заинтересованных социальных сил. Ответственность за всеобщее благосостояние лежит на государстве, однако в постиндустриальном обществе растет взаимная социальная ответственность всех участников экономической деятельности.

По мнению мировых экспертов, главную роль в развитии общества знаний призваны сыграть образование, переподготовка и реклама нового «информационного» образа жизни, позволяющие вовлекать все более широкие круги населения в мир ИКТ. С этим трудно не согласиться, однако для России нужна еще и программа повышения информационной культуры населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: