Заключение

В соответствии с законодательством, организация эмиссионно-кассовых операций и регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложены на Банк России и направлены на решение задач, связанных с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, обеспечением устойчивости рубля, организацией межбанковских расчетов и кассового обслуживания, развитие системы коммерческих банков.

В связи с тем, что основная масса наличных денег в хозяйственном обороте постоянно проходит через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, Главные территориальные управления Центрального банка призваны управлять, контролировать денежное обращение и воздействовать на его потоки, прежде всего, экономическими методами.

Работа Главного управления по Еврейской автономной области по совершенствованию организации денежного обращения в регионе организуется в тесном взаимодействии с Правительством области, Государственной налоговой инспекцией и другими экономическими ведомствами региона: вырабатываются совместные решения, проекты, постановления, осуществляются совместные проверки предприятий, организаций.

Результаты проведенного в дипломном проекте исследования показали, что Главное управление целенаправленно проводит аналитическую и экономическую работу по улучшению организации налично-денежного оборота и его прогнозированию, сдерживанию инфляционных процессов, сокращению эмиссии денег. Осуществляется постоянный анализ состояния денежного обращения в регионе с учетом складывающихся общеэкономических процессов, положения в платежной и бюджетно-финансовых сферах, состояния банковской системы.

По итогам анализа состояния денежного обращения в 2007 г. можно отметить, что замедление темпов роста инфляции, положительные процессы в экономике области, повышения уровня жизни населения обусловили позитивные тенденции в наличном денежном обороте региона.

В целях развития в 2008г. позитивных тенденций необходимо продолжить осуществление мер по стимулированию притока наличных денег в кассу банков. С этой целью необходимо развитие сферы торговли и услуг, расширение мелкооптовых торговых центров, а также проведение совместной работы банковских учреждений, налоговых, финансовых органов по контролю за соблюдением предприятиями и организациями кассовой дисциплины.

Основными направлениями эмиссионно-кассовой работы и денежного обращения в Главном управлении являлись:

- расчет баланса денежных доходов и расходов населения, анализ происходящих изменений в источниках формирования денежных доходов и направлениях их использования, так как сфера обращения наличных денег чутко реагирует на происходящие изменения в денежных доходах и их распределении: сокращение задолженности по заработной плате, поэтапное увеличение размера пенсий, - а также рост производства во многих отраслях экономики в условиях замедления инфляционных процессов в 2007 году способствовали устойчивому росту реальных доходов населения области к уровню 2006 году

- прогнозирование кассовых оборотов и контроль за его выполнением, целью которых является определение ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности хозяйства в наличных деньгах. Прогнозные расчеты эмиссии денег Главное управление учитывает при составлении планов завоза наличных денег в резервные фонды и для подкрепления расчетно-кассовых центров:

- контроль за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций. Сегодня, когда проблема неплатежей в хозяйстве не утратила своей остроты, контроль со стороны Главного управления за выполнением кредитными организациями Указов Президента, указаний Банка России в части возложенных на них полномочий по контролю за соблюдением порядка работы с наличными деньгами в хозяйстве, приобретает особую значимость и должен быть поставлен на достаточно высокий уровень, так как эта работы в регионах эффективнее всего воздействует на денежные потоки и, в конечном итоге, на объем и структуру денежной массы.

Эффективности регулирования денежного обращения мешает в настоящее время наличие ряда проблем, требующих безотлагательного решения. Были разработаны предложения по их решению и представлены на рассмотрение Центральном банку в годовом отчете за 2007 г.

Для совершенствования работы по денежному обращению необходимо:

1. В целях своевременного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в наличных деньгах совершенствовать прогнозирование кассовых оборотов. Построить работу по организации операций с наличностью так, чтобы не допускать чрезмерной эмиссии денег, избежание встречных потоков наличности. Для частных предпринимателей и других хозорганов, занимающихся предпринимательской деятельностью установить, что выдача наличных денег со счета производится в пределах суммы денежных средств, зачисленных в наличной форме. Остальные расчеты производить безналичным путем. Внедрить в организациях (особенно относящихся к финансово-кредитной сфере) выдачу заработной платы, выплат социального характера через вклады.

2. В целях максимального привлечения наличных денег в кассу банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки, сокращения внебанковского оборота наличных денег, необходимо усиливать взаимодействие налоговых органов и банковских учреждений, поднимать его на более действенный уровень. В частности, необходимо:

- проводить совместные проверки предприятий с участием специалистов кредитных организаций и налоговых органов;

- организовать своевременный взаимный обмен информацией о количестве штрафов, предъявленных налоговыми органами к взысканию с предприятий и их должностных лиц по материалам проверок кредитных организаций;

- на заседаниях Комиссии по банкам и банковской деятельности при Правительстве области (администрации районов) рассматривать итоги контроля как банковских учреждений, так и налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правил работы с наличными деньгами.

3. В целях своевременного поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также недопущения нарушений в работе с наличными деньгами предприятиями-недоимщиками, расходования ими наличноденежной выручки на месте, без зачисления на счет в банке, определить меры финансовой ответственности за расходование предприятиями средств из выручки при наличии недоимки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Так как в настоящее время при наличии задолженностей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды счет недоимщика не открывается, необходимо разработать конкретные правила организации работы налоговых органов и кредитных организаций с такими предприятиями. Счета недоимщиков необходимо контролировать не только в том банке, где есть задолженность в бюджетные и внебюджетные фонды, а и в других банках, где есть счета недоимщиков. Иначе выручка этих предприятий пополняет счет в банке этих предприятий, а задолженность не погашается. Ввести в правила пункт: «Не разрешать расходование выручки со счета недоимщику независимо от того есть ли по этому счету задолженность». Отслеживать счета предприятий – недоимщиков в разных банках должны фискальные органы и предоставлять списки по всем банкам.

4. С целью повышения уровня инкассации торговой выручки предприятий, коммерческих структур, оказывающих торговые, бытовые и транспортные услуги населению, и увеличения поступлений денежной наличности в кассу банков за счет улучшения инкассации выручки всеми способами как одного из путей снижения эмиссии денег в обращении, необходимо:

- открывать дополнительные вечерние кассы в кредитных организациях по приему наличных денег от клиентов в послеоперационное время;

- обеспечивать более жесткий подход при установлении банками лимитов остатка денег в кассе хозяйствующим субъектам, чтобы не допускать необоснованного их завышения;

- проводить ежемесячный анализ инкассации торговой выручки не только в Главном управлении, но и в каждой кредитной организации с выяснением причин изменений ее объемов.

5. Отсутствие единой методики расчета денежной массы на территории отдельного региона не позволяет оценить достоверное количество наличных денег с учетом процессов естественной их миграции. Поэтому необходимо Центральному банку разработать единую методику расчета. Решение этой проблемы позволит в перспективе получить комплексную оценку предложения денег в регионе с учетом как наличной, так и безналичной составляющей, а также внебанковского их оборота.

6. Упорядочить систему расчетов и выдач предприятиям наличных денег на покупку горюче-смазочных материалов, так как они достигают крупных размеров и тем самым увеличивают налично-денежный оборот. Расчеты между юридическими лицами за горюче-смазочные материалы целесообразно проводить безналичным путем, по карточкам, по предоплате со счета на счет.

Таким образом, реализация на федеральном и региональном уровнях эффективной системы государственного регулирования денежного обращения в сочетании с правильно построенными взаимоотношениями всей банковской системы и органов местного самоуправления, а также предложенные мероприятия позволят укрепить денежное обращение в регионе. Конечным же результатом этого процесса должны стать предпосылки для эффективного развития экономики Еврейской автономной области, стабильность и надежность банковской системы, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: