double arrow

Причины широкого распространения добровольной сертификации в России

Обязательная сертификация, как система контроля продукции, имеет недостатки, обусловленные самой природой сертификации.

Во-первых, при сертификации подвергается испытаниям, а значит, и оценке соответствия образец производимой(или ввозимой) продукции, изготовленный в определенное время и в определенном месте. На основании этих испытаний заявителю выдается документ, разрешающий продажу аналогичной продукции, которая еще только будет произведена в будущем.Соответственно обязательная сертификация не гарантирует безопасность продукции, выпускаемой в свободную продажу на рынке, а может лишь только свидетельствовать о том, что конкретный производитель может в принципе выполнить требования безопасности на данную продукцию, установленные государством.

Во-вторых, орган по сертификации не несет фактически никакой ответственности за результаты испытаний и выданный сертификат. В случае выявления небезопасной(но в то же время сертифицированной)продукции в свободной продаже ответственность за причиненный вред согласно российскому законодательству(и законодательству большинства зарубежных стран) несет изготовитель или продавец. Что же касается органа по сертификации, то у него всегда будет"железное" алиби: образцы продукции, которые им проверялись, соответствовали обязательным требованиям, а что изготовитель произвел впоследствии, к компетенции органа по сертификации не относится.

В-третьих, количество органов по обязательной сертификации должно быть таким, чтобы удовлетворять потребности экономики. Но в то же время увеличение количества органов по сертификации приводит к появлению нездоровой конкуренции между ними, что в погоне за заработком выражается в стремлении снизить затраты на проведение испытаний или "закрыванию глаз"на факты несоответствия испытываемой продукции обязательным требованиям.

До принятия Федерального закона"О техническом регулировании"добровольная сертификация в России не имела большого значения в силу ограничений, установленных для нее законодательно в сфере действия обязательной сертификации(охватывавшей более 80% продукции). В последние годы в нашей стране широкое развитие получила добровольная сертификация систем управления качеством по международным стандартам серии ИСО9000. Наличие такого сертификата у российских предприятий нередко является необходимым условием сделок при поставках продукции за рубеж.

Его отсутствие может значительно ухудшить условия сделки для продавца продукции. Сертификация в зарубежных добровольных системах и маркировка знаками систем, известных российским потребителям, позволяют увеличить доходы от продажи этой продукции в России. Потребители в большинстве случаев предпочитают такую продукцию немаркированной.

Преимущества добровольной сертификации для хозяйствующих субъектов:

- возможность привлечения дополнительных клиентов путем создания новых собственных систем сертификации во всех сферах деятельности, в которых организация имеет опыт и авторитет. Обязательная сертификация таких возможностей не дает;

- возможность выделить и подтвердить в рекламных целях особенности и достоинства товара. Обязательная сертификация подтверждает соответствие только тем требованиям, которые являются общими для всех товаров;

- возможность заявить о себе на рынке, где тебя еще не знают, при помощи авторитетной системы сертификации, которую знают покупатели. Обязательная система не дает такой возможности, так как она не подтверждает качество товара и ничего не может сказать о его изготовителе или поставщике кроме того факта, что они действуют на рынке легально;

- возможность при заключении сделок выбрать систему сертификации, которой доверяют как продавец, так и приобретатель товара (в том числе и в части стоимости сертификации). При обязательной сертификации все вынуждены пользоваться только вполне определенной системой, даже если она не пользуется доверием.

Основные преимущества добровольной сертификации для добросовестных органов по обязательной сертификации (прежде всего для научных организаций):

- возможность создания собственной системы, опираясь на лучшие мировые образцы и опыт, накопленный при работе в обязательных системах, а также возможность сделать свою систему авторитетной, в том числе на мировом рынке. В обязательной системе это невозможно, так как ее участники действуют по чужим правилам, а их собственное положение зависит от воли чиновников, которые вправе не допустить их в обязательную систему;

- преимущества для органов государственной власти, осуществляющей закупки продукции для государственных нужд: возможность в новых условиях при проведении государственных закупок получать информацию не только о безопасности, но и о потребительских свойствах продукции обязывают поставщика получать сертификат в том органе добровольной сертификации, которому государственный заказчик доверяет. При обязательной сертификации подтверждается только безопасность;

- возможность для страховщиков опираться на указанную ими надежную систему подтверждения свойств товаров, которой они могут в полной мере доверять при страховании соответствующих рисков. Обязательные системы не могут применяться для подтверждения всех свойств товара. Кроме того, они не всегда дают достоверные сведения о товаре и его изготовителе в силу присущих им недостатков;

- возможность осуществления сертификации под своим собственным знаком, что создает устойчивую узнаваемость организации и резко повышает ее шансы в конкурентной борьбе на рынке (в том числе не только в сфере сертификации).Обязательная сертификация требует от всех ее участников работать под ее знаком, а пороки обязательной системы бросают тень на репутацию всех ее участников;

- возможность для потребителя получать информацию не только о безопасности, но и о качестве товара. При обязательной сертификации подтверждается только безопасность;

- преимущества для потребителей и других участников рынка: возможность для потребителей ориентироваться на знаки и сертификаты тех систем, которым они доверяют. При обязательной сертификации существует только одна система, при потере доверия к которой потребитель не может ни на что повлиять;

- возможность для общества повысить эффективность контроля на рынке путем привлечения к этому институтов гражданского общества, в том числе саморегулируемых организаций, заменив этим обязательную сертификацию, справедливо воспринимаемую добросовестными участниками рынка как "чиновничий рэкет".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: