double arrow

Закон «О сертификации продукции и услуг»


Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995 г., а в 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сер­тификации продукции и услуг», содержащий новые положения, касающиеся различных аспектов сертификации.

Новые изменения и дополнения создают законодательную основу для более глубокой гармонизации российских систем сертификации с международными правилами и нормами, что необходимо для выполнения требований ВТО. Так, в ст. 1 при­нята новая редакция определения термина «сертификация» с учетом Руководства 2 ИСО/МЭК от 1996 г.: сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия установлен­ным требованиям независимой от изготовителя (продавца, ис­полнителя) и потребителя (покупателя) организации. Соответ­ствие удостоверяется в письменной форме, т.е. документом. Таким документом является сертификат соответствия (ст. 6, п.1).

Дополнение ст. 7 устанавливает, что «при обязательной сер­тификации действие сертификата соответствия и знака соответ­ствия распространяется на всей территории Российской Феде­рации». Такое уточнение вызвано незаконной практикой субъ­ектов РФ, которые принимали нормативные акты, обязываю­щие поставщиков товаров проводить повторную сертифика­цию, если сертификат соответствия был получен ими в другом регионе России. Несмотря на то, что это противоречит Кон­ституции России (ст. 74), определяющей введение подобных ограничений только федеральными законами, практику удалось пресечь лишь принятием указанного выше дополнения. Оно было усилено положением о том, что обязательная сертифика­ция проводится только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законодательными актами, а не законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Феде­рации.

В Законе установлены цели сертификации, определен на­циональный орган по сертификации — Госстандарт РФ и на­правления его деятельности.

Закон определяет следующие цели сертификации:

· создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

· подтверждение показателей качества продукции, заяв­ленных изготовителем.

Закон однозначно трактует право на создание системы сер­тификации: «система сертификации создается государственны­ми органами управления, предприятиями, учреждениями и орга­низациями и представляет собой совокупность участников сер­тификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соот­ветствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разра­ботке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может соз­даваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентиру­ются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отне­сены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; централь­ные органы систем сертификации, определяемые в необходи­мых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

В ст. 8 Закона уточняется право участия в обязательной сер­тификации организаций независимо от их «организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по обязательной сертификации».

Пересмотрены положения статей Закона, касающихся ак­кредитации (ст. 8,9). Теперь право аккредитации предоставлено не только Госстандарту, но и другим федеральным органам ис­полнительной власти, на которые законодательными актами РФ возложена организация обязательной сертификации. В их обязанности вменяется не только проверка компетентности, но и выявление независимости от изготовителей, продавцов, по­требителей. Лицензия должна выдаваться только после получе­ния аккредитуемой организацией аттестата аккредитации.

Таким образом, новая редакция указанного положения при­ведена в полное соответствие с требованиями документа Евро­пейской Комиссии Генерального Директората III "Перечень мероприятий, которые должны быть предприняты Российской Федерацией". В этом документе определено одно из условий присоединения РФ к ГАТТ/ВТО — участие в работах по серти­фикации «неправительственных коммерческих организаций». Практическое значение этого положения сводится к возможно­сти привлечения к работам по сертификации научно-исследовательских институтов, которые в рыночных условиях изменили свой статус.

Законом предусмотрена обязательная и добровольная сер­тификация.

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содер­жатся в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами Россий­ской Федерации. Объекты обязательной сертификации, отно­сящиеся к товарам народного потребления, а также работам, услугам, реализуемым гражданам, определяются на основе За­кона «О защите прав потребителей». Организация и проведе­ние работ по обязательной сертификации возложены на Гос­стандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстан­дарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе федерального закона «О свя­зи», а испытания осуществляются в уполномоченных на то ис­пытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Гос­стандартом России. Сертификат соответствия выдается феде­ральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являют­ся Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон установил положение, касающееся рекламной дея­тельности: запрещается рекламирование товара, если он под­лежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучить российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона «О сер­тификации продукции и услуг» вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, кото­рые устанавливает Закон РФ «О рекламе», принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

Существенные изменения внесены в положения Закона, относящиеся к добровольной сертификации (ст. 17, 18). Отме­нены ограничения, которые запрещали добровольную сертифи­кацию продукции, если она подлежала обязательной сертифи­кации. Отменено положение, которое предусматривало прове­дение добровольной сертификации только по тем требованиям к товару, которые не отнесены к обязательным. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявите­лем и органом по сертификации по инициативе заявителя.

Цель добровольной сертификации — подтверждение соот­ветствия продукции требованиям стандартов, технических ус­ловий, рецептур и других документов, определяемых заявите­лем.

Однако Закон предусматривает, что добровольная сертифи­кация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые яв­ляются аспектом обязательной сертификации, он все равно обязан провести обязательную сертификацию.

Не содержится ли здесь препятствия для расширения в Рос­сии практики добровольной сертификации, которая преоблада­ет в зарубежных странах и наиболее предпочитаема производ­ственными и другими организациями?

Новая редакция ст. 18 предусматривает, что добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сер­тификации, входящими в систему добровольной сертификации. Система может быть создана любым юридическим лицом, ко­торое регистрирует систему и знак соответствия в установлен­ном порядке. Таким органом может быть не только юридиче­ское лицо, создавшее систему, но и другая организация, кото­рая заключает договор с этим юридическим лицом.

Добровольная сертификация может проводиться в системе обязательной сертификации. Для этого необходимо наличие двух обязательных условий:

· правила системы обязательной сертификации предусмат­ривают проведение добровольной сертификации,

· в системе обязательной сертификации должен быть за­регистрированный знак соответствия для добровольной сертификации.

В Законе содержатся положения, касающиеся импортируе­мой продукции, которые рассмотрены далее.

Весьма важным дополнением к Закону о сертификации продукции и услуг является п. 4 ст. 7 о подтверждении соответ­ствия:

«Подтверждение соответствия может также проводиться по­средством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии являет­ся документом, в котором изготовитель (продавец, исполни­тель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продук­ция соответствует установленным требованиям. Перечни про­дукции, соответствие которой может быть подтверждено декла­рацией о соответствии, требования к декларации о соответст­вии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном по­рядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юри­дическую силу наравне с сертификатом».

Принятое дополнение соответствует требованиям по при­соединению России к ВТО, положениям ГАТТ и зарубежной практике подтверждения соответствия согласно Руководству 2 ИСО/МЭК.

Устанавливая контрольные функции* федеральных органов исполнительной власти, Закон «О сертификации продукции и услуг» определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; го­сударственный контроль и надзор за соблюдением обязатель­ных требований государственных стандартов. Кроме того, За­кон «О защите прав потребителей» предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил серти­фикации. К сожалению, Закон не дает толкования различий ме­жду контролем и надзором (см. гл. 2). Что касается инспекцион­ного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой сис­темы сертификации.

* Положения касаются обязательной сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законода­тельными актами, которые определяют полномочия соответст­вующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требова­ний. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по серти­фикации осуществлять инспекционный контроль за соответ­ствием сертифицированной продукции установленным требо­ваниям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в за­висимости от применяемой схемы сертификации, и если кон­троль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или на­рушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответ­ствия. Инспекционный контроль за деятельностью централь­ных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организуют Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекци­онного контроля опирается на положение об аккредитации, поэтому при выявленных нарушениях этих положений контро­лирующие организации имеют право лишить участников сер­тификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сер­тификации и испытательные лаборатории подвергаются государ­ственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его — проверка соблюдения сертификационными органами и испыта­тельными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом «О защите прав потре­бителей».

Контроль за сертифицированной продукцией — по сущест­ву это проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объ­ектом госнадзора за выполнением обязательных требований стандартов (по Закону «О стандартизации», см. гл. 2). Госнад­зор проверяет также и соблюдение правил обязательной серти­фикации изготовителем (продавцом), органами по сертифика­ции и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил «Порядок проведения Госстан­дартом России государственного контроля и надзора за соблю­дением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)». Установленный этим доку­ментом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности незави­симо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Закон «О сертификации продукции и услуг» четко разграничи­вает источники финансирования различных направлений деятель­ности по сертификации. В ст. 16 приведен перечень работ, кото­рые финансируются государством. В него включены:

· разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официаль­ной информацией в области сертификации;

· участие в работе международных (региональных) органи­заций по сертификации и сотрудничеству с националь­ными органами по сертификации зарубежных стран;

· участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

· разработка проектов законодательных актов по сертифи­кации;

· научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

· работы по государственному контролю и надзору за со­блюдением правил сертификации и за сертифицирован­ной продукцией;

· ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по госу­дарственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

· другие работы по обязательной сертификации, если это оп­ределено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией кон­кретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами сертификации опреде­ленных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подле­жит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости стоимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытатель­ного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы зая­витель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соот­ветствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Разд. IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанав­ливает ответственность за нарушение положений данного доку­мента. Ответственность может носить уголовный, администра­тивный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы госу­дарственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ «О защите прав потре­бителей" для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сер­тификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с Законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого ко­личества систем как обязательного, так и добровольного харак­тера. Для упрочения доверия к результатам сертификации, за­щиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гар­монизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

На основании законов, действующих в области сертификации, разработаны организационно-методические принципы, опреде­ляющие практику сертификации в России.

Тесты для самоконтроля

1. Обязательная сертификация в РФ введена законом:

а) «О сертификации»,

б) «О защите прав потребителей»,

в) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Для товаров, подлежащих обязательной сертификации, ответствен­ность за наличие сертификата и знака соответствия несет:

а) торговая организация,

б) изготовитель товара,

в) испытательный центр,

г) Госстандарт РФ.

3. Процедуру обязательной сертификации продукции оплачивает:

а) заявитель,

б) Госстандарт РФ,

в) организация-потребитель (продавец).


Сейчас читают про: