Обязанности продавца:
1. Основной обязанностью продавца является передача покупателю в собственность вещи (товара). Закон предъявляет единые требования к передаваемой вещи с точки зрения ее качества и комплектности, а если передаче подлежат вещи, определяемые родовыми признаками, - также количества и ассортимента.
В случае продажи товара ненадлежащего качества покупатель вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара;
- расторжения договора с возвратом уплаченной покупной цены.
Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).
Требования потребителя рассматриваются при предъявлении им товарного или кассового чека. В связи с этим по требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный, кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
2. Продавец обязан предоставить необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке. Эти сведения продавец должен размещать на вывеске. Если продавцом является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, потребителю также должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- сведения о качестве и безопасности товаров, работ или услуг; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров;
- гарантийный срок, если он установлен;
- указания на цену и условия приобретения товаров;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- срок службы или срок годности товаров;
- информацию о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации, а также о правилах продажи товаров и др.
Последствия неисполнения:
- если договор в результате непредоставления информации не был заключен, покупатель вправе требовать возмещения убытков, вызванных уклонением продавца от заключения договора;
- если договор был заключен, не смотря на отсутствие у покупателя недостоверной информации, покупатель вправе в разумный срок отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.
3. Устанавливается обязанность продавца принять товар с недостатками у потребителя. При проведении ими проверки качества для выявления причин возникновения недостатков потребителю предоставляется право участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. В случае несогласия потребителя с ее результатами последней вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Основаниями освобождения продавца, а также организаций, выполняющих их функции на основании договора, от обязанности удовлетворения требований потребителей являются:
- нарушение потребителем после передачи ему товара правил его использования, хранения или транспортировки;
- действия третьих лиц;
- непреодолимая сила.
Бремя доказывания наличия этих обстоятельств возлагается на продавца.
4. Продавец обязан безвозмездно доставить товар с недостатками для ремонта, уценки, замены, а также возвратить потребителю отремонтированный или замененный товар. Данная обязанность распространяется на крупногабаритные и тяжелые товары (весом более 5 кг).
В случае неисполнения указанной обязанности либо при отсутствии в месте нахождения потребителя продавца, изготовителя или организаций, выполняющих их функции, потребитель может осуществить доставку и возврат товара с недостатками своими силами. При этом, однако, продавец, изготовитель или организации, выполняющие их функции, должны возместить ему расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, исходя из действующих на момент перевозки тарифов на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.
5. В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ.
Обязанности покупателя:
Основными обязанностями покупателя по договору розничной купли-продажи является принятие товара и уплата покупной цены.
Если же покупатель не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора.
В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара, неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Если договор заключен с условием об оплате в кредит, и покупатель несвоевременно оплачивает, продавец не вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.
Права покупателя:
1. Покупатель имеет право на свободный обмен, если товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру. Обмен может быть осуществлен, только если обмениваемый товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки. Право на обмен товара надлежащего качества существует в течение 14 дней с момента передачи товара покупателю, если более длительный срок не объявлен продавцом. По истечении установленного законом или объявленного продавцом срока погашается и само субъективное право потребителя на обмен. Эти правила относятся только к непродовольственным товарам. Обмен доброкачественных продовольственных товаров не допускается.
В том случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору либо расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо дождаться поступления аналогичного товара и обменять его. Продавец в последнем случае обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.
2. При продаже товаров ненадлежащего качества покупатель вправе по своему выбору:
- потребовать замены товара на товар надлежащего качества. Если товар считается технически сложным или дорогостоящим, покупатель имеет право требовать замены только при наличии существенных недостатков;
- потребовать соразмерное уменьшение покупной цены;
- требовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков;
- самостоятельно устранить недостатки и потребовать возмещения своих расходов;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их, покупатель имеет право:
- требовать замены товара;
- требовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
3. Покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи по образцам или по описанию. Покупатель вправе в любое время до передачи ему товара отказаться от исполнения договора, возместив продавцу реальный ущерб.
Особенности ответственности продавца:
1. Продавец не освобождается от исполнения обязательств в натуре даже при условии возмещения убытков и уплаты неустойки покупателю;
2. При нарушении имущественных прав потребителя-гражданина он вправе требовать компенсации морального вреда при наличии вины продавца;
3. Ответственность за нарушение прав потребителя-гражданина может быть возложена не на продавца товара, а на его изготовителя или импортера;
4. Закон «О защите прав потребителей» устанавливает законную неустойку за просрочку выполнения требований покупателя – 1% от стоимости товара за каждый день просрочки выполнения требований.