Права и обязанности покупателя

Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара. При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к. договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять им товар. Законодатель (п.1 ст. 484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст. 460; ст. 464; п.1 ст. 466; п.1, 2 ст. 468; п. 2 ст.475; п. 2 ст. 480; ст. 495; п. 3 ст. 497; п.1 и 3 ст. 503. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте и т.п.[26].

Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст. 314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст. 315, 457 ГК РФ.

В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст. 393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п. 3 ст. 484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным[27].

Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, например, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.

Покупатель также имеет право:

- на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и на демонстрацию отдельных товаров в действии;

- проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;

- требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;· требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;

- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;

- в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;

- вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей[28].

В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Следует отметить, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила, были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.

Первое – эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того, чтобы, заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (абз. 6 п. 1 ст. 503 ГК РФ). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные выше требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Перечень обозначенных технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка, включает: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры; снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

К примеру, покупательница обратилась в суд с иском к автомобильному заводу с требованием о замене автомобиля. Истица ссылалась на то, что в процессе эксплуатации в автомобиле обнаружены многочисленные недостатки, при этом некоторые недостатки ранее уже устранялись.

Дело было разрешено в пользу ответчика[29].

Статьями 475, 503 ГК РФ предусмотрено, что покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству. К существенному нарушению требований к качеству товара отнесено обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Согласно заключению эксперта некоторые дефекты относились к скрытым производственным дефектам, проявившимся в процессе эксплуатации автомобиля; эти дефекты являлись устранимыми по ремонтной технологии завода-изготовителя. Часть производственных дефектов эксперт отнес к неустранимым.

Таким образом, по мнению суда, в период гарантийного срока в автомобиле истицы обнаружились недостатки производственного характера, которые не являются существенными, и могли быть устранены с соразмерными расходами и затратами времени. Скрытые же производственные дефекты, не подлежащие устранению, были выявлены за пределами гарантийного срока обслуживания. То есть невозможность их устранения возникла по вине истицы.

Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.

В соответствии с п. 2. ст. 503 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены[30].

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции продавца на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Следует отметить, что вместо предъявления названых выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Наряду с правами покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, гражданское законодательство предусматривает право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен[31].

Так, например, предприниматель отказал потребителю в праве на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней после покупки либо расторжении договора купли-продажи и возврате денег. По мнению предпринимателя, диск с играми относится к непериодическим изданиям, а на них правила о возврате или обмене не распространяются, так как они включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар.

Суд счел, что компакт-диски с компьютерными играми являются носителями информации с программами для электронно-вычислительных машин. Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных регулируются разделом XII Правил продажи отдельных видов товаров. Поэтому на них распространяются положения об обмене или возврате[32].

Сама ст. 502 ГК РФ не содержит ограничений ее применения в отношении определенного круга покупателей, однако в отдельных случаях продавец может ссылаться на невозможность применить ее к правоотношениям с участием покупателей - юридических лиц.

Из пункта 1 статьи 502 Гражданского кодекса РФ следует, что покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Довод ответчика, что указанная норма права не может быть применена к спорным правоотношениям, не подтверждается ссылками заявителя на нормы права. Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Однако, утверждая, что к спорным правоотношениям неприменима статья 502 Гражданского кодекса РФ, ответчик в нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил доказательств того, что истец приобрел спорную мебель с целью получения прибыли от ее использования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 492 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, которые не урегулированы Гражданским кодексом РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Однако истец по настоящему делу не является покупателем-гражданином, а в соответствии с его уставом является муниципальным общеобразовательным учреждением[33].

Исходя из этого, положения ст. 502 ГК РФ о праве покупателя на обмен товара применимы и к юридическим лицам.

Важно отметить, что вместе с тем ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность ограничения такого права потребителя. Постановлением Правительства РФ от 19.01. 1998 г. № 55 утвержден перечень товаров, не подлежащих обмену[34].

В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным требованиям Закона «О защите прав потребителей», то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей» не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей») при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму[35].

Таким образом, можно заключить, что основная обязанность покупателя - принятие товара включает ряд действий фактического и юридического характера.

Кроме того, продажа товаров физическим лицам для конечного потребления за наличный расчет с выдачей товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, при всех ситуациях считается розничной торговлей. При этом не имеет значения личность физических лиц, получающих на руки товарный чек: являются они представителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, факт оплаты за наличный расчет с выдачей товарного чека однозначно квалифицирует данную операцию в качестве розничной торговли как у продавца, так и у покупателя. Кроме того, товарный чек доказывает приобретение конкретного товара.

Так, товарный чек от 29.05.2007 имеет указание фамилии предпринимателя - Парфенов Д.В., ИНН 235601329146, свидетельство 005130072, Краснодарский край, ст. Ладожская. Из товарного чека следует, что продан МРЗ диск "музыка" с названием "Самые сливки шансона" (т. 1, л. д. 98).

Довод предпринимателя о том, что печать, которая проставлена на товарном чеке, не принадлежит предпринимателю, опровергается материалами дела. В качестве доказательств, общество представило в материалы дела фотографии и видеозаписи. На видеозаписях торговой точки предпринимателя хорошо видны многочисленные ценники с такой же печатью, как на представленном в материалах дела товарном чеке, размещенные по стеллажам с дисками. Указанные видеозаписи исследовались судом, с участием представителей обеих сторон, копии приобщены к материалам дела. При указанных обстоятельствах, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что товарный чек от 29.05.2007 выдан именно в магазине предпринимателя[36].

Таким образом, надлежащим доказательством заключения договора розничной купли-продажи является товарный чек в совокупности с другими доказательствами, например кассовым чеком или записью видеонаблюдения.

Как уже говорилось в первом подпункте первой главы работы, единственным существенным условием договора купли-продажи, является его предмет, все же остальное можно отнести к обычным и факультативным условиям.

Следовательно, остальные условия, включая цену и качество передаваемых товаров, в принципе являются определимыми на основе критериев, введенных законом, и могут особо не оговариваться сторонами. Ведь значительное число норм ГК посвящено тому, как определяются ассортимент, качество товаров, требования к их таре, упаковке, условия о сроках доставки, цена и порядок расчетов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: