Заболевание, его форма и стадия | Медицинская группа | Занятия ЛФК | |||
основная | подготови-тельная | специальная | |||
Поражение | |||||
миокарда | |||||
а) выздорав- ливающие после перене- сенного ревм. миокардита | При хорошем состоянии здо- ровья через 2 года после приступа | Не ранее чем через год, при отсутствии клинических признаков болезни | Не ранее, чем | Назначается в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа | |
через 8—10 | |||||
мес. по окончании приступа | |||||
б) миокардио- | При хорошем | Не ранее чем | С начала посе- | В больнице | |
дистрофия | состоянии через 1 год после | через 6 мес., | щения школы | и в домашних | |
при отсутствии | условиях | ||||
болезни | клинических | ||||
признаков болезни | |||||
Врождённые | При отсут- ствии гемоди- намических расстройств | В ранние | |||
пороки сердца | — | сроки | |||
без цианоза | |||||
Послеопераци- | — | — | При успеш- | До и после | |
онный период | ном занятии | операции | |||
ЛФК в тече- | |||||
ние года | |||||
Хроническая пневмония | При ремиссии более 1 года | Через 1—2 мес. после лечения | Через 1—2 мес. после обострения | В течение 1— 2 мес. после заболевания | |
Бронхиальная | Через 2 года после послед- него приступа при хорошем состоянии | Не ранее чем | Если приступы не чаще | При частых | |
астма | через 1 год | приступах | |||
после приступа | 1—2 раз в год | ||||
Продолжение табл. 7
Операции на легких | — | Через 1 год после операции при нормаль- ном течении послеопера-ционного периода | Через 4—6 мес. | В раннем пос- |
после операции | леоперационном периоде | |||
при нормаль- | ||||
ном течении | ||||
послеопераци- | ||||
онного периода | ||||
Туберкулез легких | При отсутст- вии дыхатель- ной недоста- точности, ин- токсикации | При благопри- | При благопри- ятном течении, при дыхатель- ной недоста- точности I ст. | Решается ин- дивидуально |
ятном течении | ||||
заболевания | ||||
Хронический | — | При общем хорошем состоянии | При отсутст- | При нерезко |
гастрит, колит | вии обостре- | выраженной | ||
ний в течение | интоксикации | |||
6 мес. | и признаках | |||
истощения | ||||
Язвенная бо- | — | — | Не ранее чем | Вне обостре- |
лезнь желудка | через 1 год после окончания | ния, при от- | ||
и 12-перстной | сутствии кро- | |||
кишки | лечения | вотечения, болей | ||
Гемофилия, | — | — | — | Может быть |
болезнь Верльгофа | назначена при | |||
очень легкой | ||||
форме | ||||
Хронический | — | — | Вне периода | При компен- |
пиелонефрит | обострения и | сированной | ||
при отсутствии | почечной | |||
изменений в | функции | |||
сердце | ||||
Эндокринные | — | Назначается при легких и незначитель-ных нарушениях | При умеренно выраженных нарушениях, при недоста- точной массе тела | При резких |
заболевания | нарушениях с | |||
(диабет, ожи- | первых дней | |||
рение) | ||||
Отставание в развитии | — | Когда показатели роста и массы тела ниже возраст- ных стандар- тов | При показате- лях роста и массы тела значительно ниже возраст- ных стандар- тов | В ранние сроки |
Окончание табл. 7
Грыжа паховая, бедренная, аппендицит | Не ранее чем через полгода после лечения | В течение полугода после возобновления занятий | В течение по- | В раннем после- операционном периоде | |
лугода после | |||||
операции | |||||
Переломы костей | Не ранее чем через полгода | Через полгода после операции | В течение по- лугода после операции | С первых дней после операции (наложения гипсовой по- вязки) | |
Сколиозы и | При наруше- | — | — | При сколиозе | |
нарушения | ниях осанки | ||||
осанки | |||||
Врожденные и | При отсутствии | При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее через год занятий в спец. группе | Решается ин- | При сущест- венных нару- шениях двига- тельных функций | |
приобретенные | нарушения | дивидуально | |||
деформации | двигательных | ||||
ОДА | функций | ||||
Параличи, парезы, ДЦП, полиомиелит | — | — | Решается индиви- дуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной сис- темы | Рекомендуется с первых дней | |
Хронические | При отсутствии существенных нарушений но- сового дыхания | При умерен- ных наруше- ниях носового дыхания | При частых | В стационаре | |
болезни дыхания | обострениях | ||||
хронических | |||||
заболеваний | |||||
Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки | Противопоказано плавание, | При отсутствии | При гнойных процессах | После операции | |
нарушений | |||||
прыжки в воду | функции слуха | ||||
Близорукость | Менее +3 или | Менее +3 или | +7 и более | — | |
—3 без коррекции зрения | —3 с коррекцией зрения | ||||
Учебная нагрузка, особенно физические нагрузки вызывают значительно большие изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие процедуры. Между уроками следует проводить физкультпаузы по 2—3 мин, прогулки на свежем воздухе на большой перемене и прогулки, если ребенок находится в группе продленного дня, организация подвижных игр.
Как лечебно-оздоровительный фактор — 5-6-разовое питание школьников, а также освобождение их от факультативных занятий. Учащихся этой категории освобождают от экзаменов согласно приказу Министерства здравоохранения и образования РФ № 120/813 от 3.08.1981 г.
Комплектование специальных медицинских групп осуществляется врачом-педиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу являются то или иное заболевание, как правило хроническое, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции и другие критерии.
Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:
заболевания сердечно-сосудистой системы;
заболевания эндокринной системы;
заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов;
заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата;
заболевания органов зрения и слуха;
заболевания мочевыделительной системы;
заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).
В некоторых школах практикуют совместные занятия школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Такие уроки малоэффективны, так как нездоровые дети малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются и т.п.
Есть школы, где такие дети просто присутствуют на уроках физкультуры. Это недопустимо. Занятия со специальной медицинской группой следует проводить отдельно, чтобы щадить психику детей и избегать излишнего напряжения.
Специальные медицинские группы для занятий физкультурой комплектуются с учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания.
В односменных школах занятия в специальных медицинских группах планируются после уроков, а в двусменных — между сменами. Численность группы не более 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю (но физиологически обоснованы ежедневные занятия по 35-45 мин, или 3-5 раз в неделю).
При определении школьников в специальную медицинскую группу врач-педиатр ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество детей в специальной медицинской группе в каждой школе будет незначительным.
Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома.
Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяются строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма школьника. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой (табл. 8).
Таблица 8