Я лично не был знаком с Побиском Георгиевичем, но знаю его по его трудам. Действительно — это редчайший человек, один из ведущих людей нашего поколения. Он стремился понять смысл жизни и место человека в ней. Это — главная задача сегодняшней философии, любой мировоззренческой концепции. Мы обменялись мнениями, и наше мнение, что различных философских концепций миропонимания явно две, максимум, три, но не 64. Все остальные — это небольшие ответвления. Сегодня необходимо государственное принятие мировоззренческой концепции, основополагающей для устройства жизни. Она необходима для организации воспитания, просвещения, культуры, экономики. А говорят лишь о смысле существования человека. Возникает путаница в понимании закона о свободе совести, этот закон — не отсутствие совести и не отсутствие понимания роли мировоззренческого, а то, что называют "своя дорога к храму". В каждой системе свой храм, а государство является сложной системой, оно должно быть. Должна быть выбрана дорога, которая является государствообразующей, под которую строятся системы воспитания и образования, и, самое главное, — та платформа морально-нравственных ценностей, которая действительно консолидирует общество. Я был, откровенно говоря, удивлен, когда на прошедшем гражданском форуме ни слова не было сказано, о том, на чем строится наше общество. Оно не может строиться просто на деятельности человека, это разделяет людей. Есть работодатель, есть рабочий, есть учитель, есть ученик, у них разные функции, разные задачи. Сегодня кто-то выполняет роль президента, а завтра он будет на каком-то уровне работать обычным специалистом. А чем же объединяется гражданское общество? Оно объединяется принятой платформой морально-нравственных требований, единых для всех. В гражданском обществе не может быть разделения на власти, на функции, на специальности, на профессии. Платформа морально-нравственных ценностей формируется на базе принятого государством мировоззрения. И государство, не имеющее этой платформы, не может сказать, что объединяет его граждан, на чем базируются требования ко всем системам — властным, образовательным, культурным, правоохранительным, воспитания, информации. И к системе безопасности тоже.
Поэтому у нас сегодня нет и не может быть общества, нет его и во всех светских государствах. Что же является такой платформой? Конституция? Нет. Конституция говорит о правах. В международных документах тоже этого нет. В них есть только права человека, но нет обязанностей человека. И нет самого серьезного — прав и обязанностей общества. А если нет документа о правах и обязанностях общества, то нельзя сказать, как они соотносятся с правами и обязанностями человека. И, естественно, каждый здравомыслящий человек скажет, что права и обязанности общества должны быть неизмеримо выше прав личности, иначе деятельность личности сразу может прийти в противоречие с обществом.
И еще об одном очень серьезном философском понятии, которое полностью отсутствует сегодня, — это система ответственности. Система ответственности и личной, и должностной, и государственной. Отчего сегодня так увеличилось количество аварий и катастроф? Это — от размытой системы ответственности, от практически полного ее уничтожения. Потому что личная ответственность человека за свое дело, личная ответственность директора за свою корпорацию или предприятие никоим образом не связана с ответственностью государства и общества за их функционирование. Когда говорят о собственности и правах, то, естественно, считают, что собственность равна ответственности. А я уверен, что собственники наши об этом даже и не знают. Если им никто не говорит об этом и не обосновывает это, то как же они будут знать об этом?
На собрании философов, которое было показано недавно по телевидению, задали вопрос: а как вы считаете, полезна была бы беседа с вами Президента Путина? И большинство ответило: конечно нет, зачем ему терять время на это? Это был великолепный ответ, который показал, что философы сами не знают, для чего они и что такое философия. Я бы на будущее заметил, что, действительно, у нашего общества было много недостатков по вине того или иного лидера, деятеля системы, какой-то организации. Но это — наше прошлое, в нем ничего исправить нельзя. Об этом интересно говорить только в контексте: а что нам делать в будущем?
Можно обозначить еще одну насущную проблему сегодняшнего общества. Любая вера, любая концепция мертвы без дела. Вера без дела мертва, это — библейское высказывание. И только по делам можно судить о человеке, об организации. Не словесные программы, не призывы, а дела могут определять вклад. Есть народы, у которых процент духовности приближен к нулю. А есть народы, у которых он максимальный. Я бы сказал, что российский народ, те, кто выросли и сформировались в рамках нашей великой культуры и веры, имеют максимальную степень духовности и поэтому наибольшую неприспособленность к результативности в сугубо материальном мире.
Действительно, у нас большое отставание понятий и сознания от действительности. Мы не представляем, насколько мы живем понятиями 50-летней или 100-летней давности. На самом деле мир изменился, изменился он и по информационности, по материализации, по возможностям общества построить или разрушить. Вот способность разрушать сегодня у нашего человечества как раз максимальная. Я был участником международного форума в Бразилии "XXI век", выдвинутая на нем концепция ничего не дала, за 10 лет ничего не изменилось, только ухудшилось. Поэтому на будущей конференции итоги будут очень наглядные.
Ничто так хорошо не показывает отставание наших представлений от реальности, как "силовое поле" Земли, в котором основным звеном является ядерное вооружение. Именно наличие ядерного вооружения определило состав постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето. Ядерная страна, обладающая не ракетами, не самолетами, а только ядерным оружием, может разрушить целый континент, целую группу стран.
Мне просто обидно и стыдно слушать, когда наши политики и даже члены Комитета по безопасности говорят: Россия уже не та страна, которая была раньше, у нее мало подводных лодок, у нее мало самолетов. Но мощь страны по отношению к другой или права страны в этом силовом поле определяются способностью разрушать, как ни печально, но это так. Если наша страна, как любая другая ядерная страна, может десятикратно разрушить целый континент Америки, Европы и даже весь мир, ей хватит зарядов даже после их сокращения до двух тысяч. Как можно говорить о каком-то малом месте нашей страны в этом "силовом поле" Земли? Оно достаточное. А экономическое поле нашей страны огромнейшее, у нее 40 процентов ресурсов всего мира, ее поставки необходимы для жизни всей Европы.