Амбисексуальность – СМ

Гомосексуализм.

АМБЛИОПИЯ (от греч. ambtys – тупой, iips – глаз) – оптически некорригируемое снижение остроты зрения, возникающее из-за врожденной или ранней катаракты, врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной дспривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом.

АМИМИЯ (гипомимия) (от греч. а – отрицат. частица и mimik6s – мимика) – отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. А. возникает при различных заболеваниях нервной системы, локальных поражениях мозга, при некоторых психических заболеваттях как следствие парезов, параличей или расстройств координации движений лицевой мускулатуры. При поражении экстрапирамидной системы (напр., при паркинсонизме) А. представляет собой одно из проявлений нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга А. бывает связана с нарушениями эмоциональной сферы и составляет один из характерных симптомов <слобного синдрома».

АМНЕЗИЯ – см. Памяти расстройства.



АМУЗИЯ (от Греч, а – отрицат. частица и musikos – музыкальный) – нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе Л. лежит нарушение музыкального слуха. Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия). Нередко А. сочетается со слуховой агнозией (см. Агнозия), когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр., звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т. п.). Помимо вышеописанных сенсорных нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен (ааокалия) или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха.

АНАЛИЗ (от греч. andlysis – разложение, расчленение) – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез (см.), с которым А. часто сочетается я практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.

Аналитические методы настолько распространены в настоящее время в науке, что термин «А.» стал употребляться как синоним исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Аналитические процедуры являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач. В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на раз-


личных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных.

А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетиче-ская деятельность высших существ непосредственно включена в их внешние действия. V человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется его высшая форма – мыслительный, или абстрактно-логический, А, Эта форма А. возникла вместе с развитием навьпсов материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя расчленения и соединения реального, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

АНАЛИЗАТОР – термин, введенный И. П. Павловым. А. осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный А., вестибулярный, анализаторы внутренних органов и двигательный А., осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий.

А. состоит из трех отделов: 1) воспринимающего прибора или рецептора, производящего преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового отдела (афферентные нервы и проводящие пути), по которому импульсы возбуждения, возникшие в рецепторе, передаются к вышележащим отделам Ц. н. с., 3) центрального отдела, представленного релейными подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий.

Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульса-ции, в составе А. имеются и нисходящие волокна – эфференты. По ним проходят нисходящие импульсации, осуществляющие регуляцию деятельности нижних уровней А. со стороны его высших, в особенности корковых, отделов, а также др. мозговых структур.


1Q


Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А, начиная с рецепторов и кончая корой больших полушарии

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и кульгурологом К Г Юи?ои В центре А п находится учение о бессознательном которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека Убедившись, что идеи 3 Фрейда, разработанные на материале больных истерией, не применимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем 3 Фрейд, концепцию бессознательного Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще «коллективное бессознательное» Интерпретируя с психологических позиций данные ан-гропологии, этнографии, истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как осадок опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-историче-ckoi о развития

В качестве единицы анализа психики Юнг выдвигает понятие архетипа – врожденного формального образца поведения Архетип определяется как «чистая пспен-ция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики Не в созидательной соци альной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта Либидо, по Юнгу путем спонтанного формирования общих установок направляет разви тис индивида по пути «индивидуации», т с полного проявления неповторимой индивидуальности человека, его самоосуществления Кроме общих установок, т е неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к некоторому действию и восприятию, Юнг вводит понятия экстравертированной (направ-


ленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок Эги установки характеризуют два противоположных педологических типа личности – экстравертов и интровертов Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие а факторной теории личности, разработанной английским психологом Г Айзенком Определяемые с помощью опросника Айзенка показатели экстраверсии и интроверсии значк мо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907 – 1972) – отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель чсловекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде личности и индивидуальности Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др

АНАРТРИЯ(отгреч foarthrAi – нечленораздельный, невнятный) – нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см Дизартрия)

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – школа в этнографии (культурной энтропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к культуре и сознанию (Э Б Тайлор, Дж Дж Фрэзер и др) При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований, искусства, нравственности ипр т н примитивных народов, т е народов, стоящих на низкой ступени общественного развития), А а ш пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности, «операций ума») у первобытных людей и у современного человека Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А а ш объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного человека мыслительных



приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аиало! ии и др) в условиях ограниченного опыта первобытных людей

Последующие исследования (в т ч постоянного оппонента А а ш – французской социологической школы, а также отечественных психологов и этнографов) показали, что в А а ш «переоценили» умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во французской социологической школе, напр, говорили о «законе партиципацчи») Вместе с тем А а ш справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и лр различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований

АНДРОФИЛИЯ – см Гомосексуа-чизм

АНШЭЙКОНИЯ – см Оптиче-

< мая система глаза

АНИМАТИЗМ (от лат ammatvs – одушевленный) – представление о безличной неперсонифицируемой, сверхъес-гсствепной силе, действующей и природе и влияющей на саму жизнь, ее условия {напр, урожай), успешность деятельности человека {напр, успех в охоте войне) А присущ всем религиям и исторически, возможно, представляет собой одну из первых попыток осмысления мира В некоторых отношениях А имеет общие черты с гило-тизмом и панпсихизмом Однако бли-юсть эта скорее ассоциативная, чем содержательная различий между ними гораздо больше, чем сходства Гилозоизм (от греч /м'/? – материя и zof»жизнь) – философское учение об одушевленности всей материи (т е ее способности к ощущениям и мышлению)

АНИМИЗМ – мировоззрение, в ко-i иром неживые (с точки зрения современной науки) объекты рассматриваются как *иные Детский А – склонность детей пщнивать неживые объекты как живые Американский психолог М Берзопски, ис-и[сдуя ответы детей 5-, 6- и 7-летнего воз-ji.it га на вопросы о неживых объектах, и пораженных па картинках, пришел к следующим результатам 1) анимистиче-


ское отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным напр, летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле, 2) больше bcci о анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как 7-летние вообще не дали анимистических ответов, 3) половые различия в детском А не обнаружены Бер-зонски рассматривает способность различать живые и неживые объекты как веху на линии социально-когнитивного развития

АНКЕТНЫЙ ОПРОС – один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений оценок, поведения А о широко используется в социологии, психологии, педагогике, др областях науки и практики (напр, в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца)

Существенной особенностью А о является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т е «отвечающим», от лат ri-spamare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы

Анкета (синонимы вопросник, опросник, опросный лист) – разрабатываемый исследователем инструментарий А о, включающий а) указание организации, проводящей А о, и ei о цели, б) инструкцию по заполнению анкеты, в) формулировки вопросов и (часто, но не обязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели А о и его адресата Объем анкеты варьирует от 2 – 3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов Анкеты малого объема линейны по структуре респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому Болъшиеанке-ты нередко имеют разветвленную структуру специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относят-


2!


ся, что экономит время и повышает качество получаемой информации

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А о может быть групповым или индивидуальным По процедуре А а может бы гь очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты может присутствовать при заполнении) или заочным Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А о (рассылка н возвращение анкет по почте) и прессовому А о (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют н отсылают исследователю) Кроме того, А о может быть анонимным или персонифицированным (первый побуждает респондента к большей откровенности)

Надежность данных А о зависит от множества факторов, в числе которых

1) распространенность А о в обществе,

2) правильный выбор адресата, 3) умение мотивировать респондента, 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем должны быть переформулированы в те, которые он предлагает респонденту) 5) соблюдение правил построения опросника учитывающих эффект научения (вначале помещают относительно простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений н оценок и вновь простые, обычно демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте) т н «паспортичка»,

б) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты 7) четкость понятность, доступность формулировок вопросов и ответов, недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр), 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов, 9) использование разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров контрольных, 10) отсутствие намеков на желаемый ответ Надежность результатов А о проверяется повторением процедуры на той же группе или использованием других методик – анализом документов, наблюдением, опросом экспертов и т д

К достоинствам А о относятся а)сравнительная экономичность, б) возможность охвата больших групп исследуемых,

в) применимость к самым различным сторонам жизни людей, г) хорошая формали-


зуемость результатов д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого А о не свободен от недостатков (самый серьезный – невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения) Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет Дляулучшениявозвратаанкетполь-зуются разными способами мотивирования респондентов предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе, вложением в анкету сувениров (открыток календарей, пр,), по вторной рассылкой анкет по тем же адре сам, персонифицированными обращениями к респонденту и т д

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат сти-np&tio – предвосхищаю) – понятие, означающее представление о предмете, явлении результате действия и т п возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены Внутренне А выражается в способности Ц н с человека предвидеть будущие, предстоящие со бытия Анатомо-фшиологической основой А является механизм акцептора действия, описанный известным российским физиологом П К Анохиным Электрофизиологическим проявлением А служит волна ожидания Г Уолтера (Е-волна) – медленное негативное колебание, лредше ствующее предъявляемому стимулу, преимущественно выраженное в лобно-цен-тральиых отделах коры В психологии мышления А обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч роА – человек и g&nesiA – происхожде ние) – происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo) в органическом психическом и социокультурном отношении

Древнейшие люди произошли в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков Основными предпосылками А, вероятно, являются высокий уровень развития рецепторных систем (при преобладании зрения над обонянием), двигательных способностей, особенно конечностей (исключительная подвижность кистей рук,



в частности пальцев), и в связи с этим – головного мозга и психической деятельности, а также высокий уровень группового поведения и различных форм общения идр

Предполагают, что предки рода Человек перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др функций, развитие которых тесно связано с антропогенезом Манипулирование превратилось из дополнитель ной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия характеризующиеся применением специально из-i отселенных орудий труда Совместный (руд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшее обратное влияние на процесс становления человека современ него вида А представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч itnthropoA – человек и morphk – вид, образ) – приписывание специфических (.войств человека тому, кто или что им не является, – силам природы, растениям, животным, богам Для анимистического мировоззрения характерен А в отношении t ил природы растений и животных (тоте-мичм) Божества в античных религиях имени человеческий облик и обладали психическими свойствами человека (напр, сомнение, гнев самолюбие)

С резкой критикой А в понимании психики животных выступали бихевиори-i ты, рефлексологи и представители Павловской школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: