double arrow

Апатический синдром-

lm Синдромы психопатологические

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат ad – к и I't rceptio – воспринимаю) – свойство психики человека, выражающее завися мость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субьек-i.i от общего содержания направленно-i 1и и др личностных особенностей его 11СИХИЧССКОЙ деятельности


Термин «А» ввел в науку Г Лейбниц Он впервые разделил перцепцию и А, понимая под первой ступень примитивной, смутной презентации какого-либо содер* жания («многого в едином»), а под А – ступень ясного и отчетливого, осознанного видения душой этого воспринятого ен> содержания и овладения последним А, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания После Г Лейбница понятие А развивалось в основном в русле немецкой философии (И Кант, И Гербарт, В Вупдт и др) При всех различиях в понимании А Представители идеалистической философии н психологии считают ее проявлением имманентно развивающейся внутренней спонтанной активности души и источником единого потока сознания И Кант, не ограничивая А подобно Г Лейбницу, высшей ступенью познания считал, что А обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А И Гербарт ввел понятие А в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений – предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой В Вундт, превративший А в универсальный объяснительный принцип, считал, что она является началом всей психической жизни человека, «особой психической причинностью, внутренней психической силой», детерминирующей поведение личности

Представители геиападътпсихологии сводили А к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям

АПРАКСИН (от греч а – отрицат частица и ргАхк, – действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга А. может быть следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т п), расстройств чувствительности нарушений речи препятствующих пониманию задания, психического заболевания Форма А зависит от локализации поражения

Согласно классификации А Р Лурия, существуют четыре основные формы А, каждая из которых обусловлена нарушением определенного звена функ-


циональной системы, лежащей в основе произвольных движений и действий.

При поражении постцентралъных отделов коры головного мозга возникает ки-тстезнческая А., при которой происходит распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) вследствие нарушения кинестеэического анализа и синтеза.

При поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга вследствие нарушений ориентировки в пространстве, симультанного анализа и синтеза возникает пространственвая А. (или т. н. конструктивная А.), при которой страдает зрительно-пространственная организация двигательного акта. В этих случаях бывают максимально затруднены движения, осуществляемые в разных пространственных плоскостях, решение различных задач на конструктивный праксис.

При поражении коры премоторных отделов мозга вследствие нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта, распада «кинетической мелодии» движения возникает кинетическая, или динамическая, форма А. Данная форма А. характеризуется затруднениями в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежапднх в основе различных двигательных навыков, появлением двигательных персевераций (см. Персе-аераиия)

Поражение префровтальных отделов коры больших полушарий ведет к нарушению высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов, – к нарушениям их программирования и контроля. В этих случаях возникает «лобная», регуляторная А., когда у больных нарушается подчинение движений заданной программе (сформулированной в виде инструкции или самоинструкции), страдает речевая регуляция произвольных движений и действий, появляются сложные персеверации и эхопраксии (см.). Больной не осознает ошибочности своих движений.

Особую форму нарушений произвольных движений и действий составляет апрактоагвюия, возникающая при поражении геменно-затылочных отделов коры больших полушарий, при которой сочетаются зрительные пространственные нарушения (зрительная пространственная


агнозия, см. А гназия) и двигательные расстройства в виде пространственной или конструктивной формы А.

В специальную форму выделяют также оральную А., при которой нарушается ки-нестезическая основа речевых движений. Эта форма А, проявляется в пробах на повторение показанных движений губ и языка или же при воспроизведении речевых движений по инструкции. Данная форма А, лежит в основе афферентной моторной афазии (см. Афазия) и возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н. э.) -величайший древнегреческий философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор первого специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о трех «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых двух разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела. Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до XVII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.

АРТЕФАКТ (от лат. drtefuctwn – искусственно сделанное) – эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта. Так, в психологических экспериментах А, являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний, в электрофизиологии – токи от помех и т. п.

А. (в культурно-исторической психологии) – искусственное средство деятельности: орудие, знак, слово, символ и т. д.

АРТИКУЛЕМА (от лат. articulo – членораздельно произношу) – моторная схема речевого звука: определенная структура активности органов речи, необходимая для произнесения того или иного звука. А. – артикуляторная единица речи (см. Артикуляция).


АРТИКУЛЯЦИЯ – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи, А. регулируется речевыми зонами хоры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвига-гельного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства А. имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (русское т, английское и немецкое t; русское е, э и е в западноевропейских языках и т. д.).

Формирование правильной А. тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение речевых звуков может быть обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающим при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария, а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата. Нарушения А. характерны для дизартрии (см.).

АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА – см Шж-

1юлуиюрная организация психических процессов.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. aaaf-milatio – слияние, уподобление, усвоение) – в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже – свойство, аспект адаптации (см.). Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтя-швание» реального события к структурам организма. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации (см.) в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между двумя тенденциями – А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет деформирующей, поскольку при иитрече нового предмета с существующей


схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между двумя тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, является результатом генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна.

АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить следующие этапы.

I. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. э. – начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон н Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р.Декарт), приобретения опыта (7^ Гоббс). некоторых особенностей «движения мысли» (£". Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Цж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Дж. Локк).

1, «Классический ассоцианизм» (середина XVIII в. – начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает объяснительным принципом психики вообще <Д. Гартяи, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию ментальной механикой, Джеймс Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого време-


ни; стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

3. Середина XIX в –начало XX в. Начало кризиса А. в теории и разработка от дельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях- В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милая, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббичгауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (3. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.

4. Начало XX в. – 20-е гг. XX в. Окончательное исчезновение А. как направле ния и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация – это вообще не столько «механизм», сколько явление, – конечно, фундаментальное, – которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С. Л- Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в самом начале XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгейме-ром и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латент-•ных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о


скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого, его установках и т. п.

В 20-е гг. XX в. А. Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» т. н. «сопряженную моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант А. э. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения двумя руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на два телеграфных ключа). Наличие «скрытых следов» аффекта констатируется при этом на основе не только анализа словесных ответов, но и исследования «гармоничности» (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии, в настоящее время различные модификации А. э. используются в психодиагностических и исследовательских целях.

В широком смысле слова А. з. называют практическое применение идей ассоциативной психологии в различного рода экспериментальных и психодиагностических исследованиях.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. asso-ciatia – соединение) – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. л.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в XVII в.

В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое – синее), контрасту (черное – белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные А. (Д. Юм): яркая вспышка света – болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе обра-




зования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэп выделил «творческие А.», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали две противоположные точки зрения на механизмы А.: одни авторы считали А, только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (7! Гоббс, Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, А. Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную по-зи цию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству – их генерализацией. И. П Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования А.

Различались также точки зрения психо-логов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей (см. Ассоциативная гкихояа-. iw), другие выделили наряду с А. и иные пшы связей («разумные» у Дж. Локка, апперцептивные у В. Byiidma и др.).

Понятие А. до сих пор широко исполь-»уется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

АСТАЗИЯ (от греч. а – отрицат. час-гица и stasis – состояние) – потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. – симптом обширных поражений лобных нолей мозга и мозолистого тела.

АСТЕНИК (от греч. tuthunes – слабый) – человек, у которого ярко выражены след, особенности телосложения: общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая


грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. Согласно конституциональной типологии немецкого психопатолога Э. Креч-мера, астеническому типу телосложения соответствует т. н. шизоидный (шизотими-ческий) темперамент, для которого характерны замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между чрезмерной ранимостью и бесчувственной холодностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: