Биогенетический за-

КОН – положение, сформулированное Ф. Мюллером иЭ. Геккелем, отражающее закономерное повторение (рекапитуляцию) признаков предковых форм в индивидуальном (преимущественно эмбриональном) развитии высших организмов. При этом онтогенез (см.) рассматривается как сжатое н сокращенное повторение процесса филогенеза (см.) – тех этапов, которые прошли предки в своем историческом развитии. С усложнением телесной организации взрослой формы индивидуальное развитие удлиняется путем надставок, последовательно повторяющих путь эволюции данного вида. Б. з. не охватывает все закономерности индивидуального развития организмов и не отражает всю взаимообусловленность онто- и филогенеза. Как показал А. Н. Северцов, не только филогенез определяет онтогенез, но и онтогенез является базой для филогенеза.

Ошибочное распространение Б. з. на психику человека выразилось в концепции, согласно которой психическое развитие индивида повторяет путь развития предшествующих поколений (более или менее отдаленных предков ребенка) и предопределяется им. Психическое развитие постулируется здесь как стихийный процесс, якобы не зависящий от воспитания и обучения ребенка, сознательной деятельности человека н общественной практики.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ –

эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе биологической хронометрии (способности организмов к измерению времени). Первоисточник биологических эндогенных ритмов – ко-роткопериодные химические или физико-химические колебательные процессы на


клеточном уровне У высших животных доказано существование центральных осциллирующих механизмов в нервной системе Наряду с короткопериодными ритмами, обеспечивающими непрерывное' функционирование органов и систем (Ц н с., сердца, кишечника и др), существуют и ритмы с суточной, приливно-отливной, лунной, сезонной периодичностью Эндогенные ритмы коррелируют с периодичными процессами во внешней среде, которые действуют по отношению к Б ч как датчики времени (синхронизаторы) По расхождениям между ними и Б. ч. с цнркадными (околосуточными) циклами организмы ориентируются во времени и пространстве (напр, использование животными солнца в качестве компаса при нахождении пути к жилищу или при миграциях) Б ч играют важную роль как один из факторов поведения живатных.

БИОНИКА – наука, изучающая принципы строения и функционирования живых гнетем для решения инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов, строительных конструкций и технологических процессов. Как самостоятельная наука Б начала формироваться в 60-х гг XX в в связи с бур ным развитием автоматических и автоматизированных систем управления В основе Б. лежит метод моделирования

Возникнув на грани биологических и технических наук, Б, опираясь иа новейшие математические, физико-химические и физические методы, объединяет и обогащает эти науки Биологическая Б изучает процессы, происходящие в биологических системах, теоретическая Б строит математические модели этих процессов, техническая Б применяет модели теоретической Б для решения инженерных задач

Основное внимание ученых-биоников направлено на изучение возможностей применения в технике закономерностей систем приема и переработки информации, присущих человеку и животному Достигнуты значительные успехи в разработке перцептронов, моделей нервных сетей и т. п. По мере усложнения конструируемых машин исследования в Б все теснее смыкаются с психологическими Сформировалось особое направление в Б. – психобионика


БИХЕВИОРИЗМ (от англ he-kavumr – поведение) – крупное психологическое направление XX в «Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), однако предпосылки возникновения Б складывались задолго до нее Таковыми являлись требования практики, которым не могла удовлетво ритъ «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э Торндайк и др), физиологические и психологические идеи русских ученых (Я П Павлов, В М Бехтерев)

Б отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т ч отдельных его органов) иа внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т о, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R) В области методологии Б отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения н эксперимента, в которых исследуется связь S – R, с целью предсказания поведения субъекта и «управления» им Психические процессы рассматриваются Дж Уотсоном исключительно в рамках этой схемы

Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») н приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т п.) Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции Так, напр, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям



Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула, резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с дру-1ТШ (напр, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страда может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания) Элемен-i арные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память)

Другое основание классификации реакций– степень их «скрытости», т е. доступности для простого наблюдения – внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) – или же идя «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов – внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, напр., как речь при скрытых мускульных движениях, к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные i-тимулы)

При этом Б ие интересуется сутью соб-ственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и последовать, – с другой Явный механицизм Б в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание со-чмпин как совокупности сознаваемых нами состояний (Б не отрицал наличия понимаемого т о сознания – он не «читал его предметом научного исследования) (.разу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др), которая повлияла на возникновение псобихевиоризма Представители последнего стали «вставлять» в схему 5 – R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др), т е ревизовать основные положения Б Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма h Сюшнера начиная с 30-х гг. XX в возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б

До 60-х гг XX в Б и необихевиоризм занимали господствующее положение сре-'Ш концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А Бандура, Д Тибо, Дж Кеяяа


и др), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т п Вместе с тем явный механицизм Б., игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в оеятелыюстном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: