Близнецовый метод -

предложен Ф Гальтоном в 1875г. Логические основания Б м следующие 1) существует два типа близнецов – монознготные (МЗ) с идентичным генотипом и лизн готные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер, 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов Такой вариант Б м получил название метода парных сравнений (или контрастных групп). г

В настоящее время в психологии ис пользуют также метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнец?, метод близнецовой пары Б м имеет недо статки. связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов Существенной причиной ошибок при использовании Б м является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б м необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов

Преодолеть некоторые недостатки Б м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и популяционным методами Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б м позволяет раскрыть психологическое



содержание понятия «среда» и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки.

БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) – см. Оптическая система глаза.

БЛОКИ МОЗГА – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в современной нейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии трех Б. м., каждый из которых вносит свой специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, з также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Первый Б. м. – блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, днэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, ме-диобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Он обеспечивает уровень общей и избирательной активации, необходимый для осуществления психической функции.

Второй Б. м. – блок приема, переработки и хранения информации; включает в себя основные анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезн-ческувд), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий Работа данного блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки информации, необходимые для осуществления высших психических функции.

Третий Б. м. – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции; включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры больших полушарий. Характеризуется большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Обеспечивает форми-


рование и осознание мотивов психической деятельности, ее замыслов и целей, а также регуляцию и контроль за результатами деятельности.

Б. м. как структурно-функциональная модель его работы входят в понятийный аппарат современной нейропсихологии – в общую концепцию мозговых механизмов и локализации высших психических функций человека (см.).

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884 – 1942) – российский педагог, психолог и философ. До Октябрьской революции был приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологической науки Б. считал поведение, которое (в отличие от бихевиори-стов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Б., следует рассматривать как функцию социальной жизни. Б. – автор одной из признанных классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу. Б. выделяет моторную, аффективную, образную, вербальную память. Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы советской власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном университете А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией.

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908 – 1981) – отечественный

психолог, ученица Л. С. Выготского. В 30-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую юколу, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии. Основной круг интересов Б. – детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в



детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей (см. Ноцицептивная чувстяитеяь-пасть). Б. о. характеризуются выраженной •эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами – учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т. д. От ощущений других видов Б. о. отличаются практически отсутствием адаптации (см. Адаптация сенсорная).

Вопрос о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности до настоящего времени остается предметом дискуссий. Наличие специальных рецепторов и центростремительных проводников боли иногда отрицается на том основании, что Б. о. могут быть вызваны повреждением любого чувствительного нерва Однако в последнее время накапливаются экспериментальные данные, показывающие, что, наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б. о., при повреждении любых афферентных нервных проводников, по-видимому, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецеп-ции. Их адекватным раздражителем, вероятнее всего, являются особые вещества – хинины (в первую очередь брадикинин), (образующиеся при контакте белков кров» с измененными тканями. Кинины легко разрушаются специальными ферментными системами (кининазами) и блокируются у рецептора такими обезболивающими веществами, как аспирин и пирамидон. Возбуждение Свободных нервных окончаний передается в Ц. н. с. по особым тонким нервным волокнам – проводящим путям системы протопатнческой чувствительности, идущим преимущественно в клетчатке, которая окружает кровеносные сосуды. В спинном мозге импульсы болевой чувствительности переключаются в особых нейронных структурах и поступают далее к ядрам талямуса (зрительного бугра), а от-гуда – к новой коре и лнмбической системе мозга. Таламус играет особую роль в возникновении Б. о., т. к. повреждение


этого отдела мозга нередко характеризуется резкими болями в противоположной половинетела.

Болевая рецепция подвержена центральному контролю. Выявлены эфферентные противоболевые системы, блокирующие проведение болевой нмпульсации на разных уровнях Ц. и. с., начиная с афферентного входа в спинном мозге. Выключением этих центральных механизмов обусловлен обезболивающий эффект препаратов морфина в наркотиков общего действия. Однако центральные психофизиологические и психологические механизмы, лежащие в основе возникновения ощущения боли, изучены еще более слабо, чем периферические механизмы болевой чувствительности.

БОЛЬШАЯ СИСТЕМА – управляемая система, объединяющая комплексы машин н коллективы людей. Примерами «больших» систем являются; крупный аэропорт, электростанция, железнодорожная станция; «сверхбольших» – единая энергетическая система, единая система управления транспортом и т. п. Для таких систем характерна возможность непредусмотренных отклонений параметров состояния управляемых объектов от заданных значений. Поэтому деятельность человека, выполняющего в Б с функцию управления, связана с решением неперио-дически возникающих сложных задач, нахождением новых, не предусмотренных программой способов регулирующих воздействий.

При изучении деятельности человека в «больших» и «сверхбольших» системах особенно остро стоят проблемы оперативного мышления, групповой деятельности, средств визуальной (и иных видов) коммуникации н др.

БРЕНТАНО ФРАНЦ (1838 – 1917) – австрийский философ, в прошлом – католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости папы. В самой известной его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Б. была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психаяо-гиейакта(см). Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессу' альном аспекте в Вюрцбургской школе, на идеи Австрийской школы, развитие метода



феноменологического самонаблюдения в рештальтпсихологии и Лейтреской шкале, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском университете в последней четверти XIX в., оказал влияние на философские вкусы 3 Фрейда, который во время учебы на медицинском факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии.

БРОКА – ЗУЛЬЦЕРА ФЕНОМЕН – нарушение aaitoira Блоха (см. Закон Блоха). Экспериментально показано, что при увеличении длительности светового стимула сверх критической ощущение яркости продолжает возрастать, проходит через максимум и затем падает до некоторою стационарного уровня. Этим частично объясняется то, что несколько коротких световых вспышек становятся заметнее для глаза по сравнению с тем ощущением, которое возникает при более продолжительном раздражении, несмотря на то что интенсивность раздражителей была одинакова, а длительность продолжительного раздражения была не меньше суммарной длительности отдельных кратких световых вспышек. Длительность, при которой видимая яркость достигает максимума, зависит от интенсивности стимула, уменьшаясь при возрастании уровня адаптации. Она зависит также от цветности стимула: медленнее развиваются во времени ощущения, вызываемые синим светом, быстрее– красным.

БРОКА ЦЕНТР (по имени французского антрополога и хирурга П. Брока*) – участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у прав-щей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает!, н. афазия Брока, или эфферентная моторная афазия па классификации А. Р. Лу-рия (см. Ai/Kiuua) – невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают участие и другие зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоториыс и префронталыше отделы коры.


БЭКОН ФРЭНСИС (1561 - 1626) – английский философ, разрабатывавший проблемы эмпирического познания в науке. В психологии особую роль сыграло учение Б. об «идолах познания», т. е. заблуждениях человеческого разума, не позволяющих, по Б., эмпирически изучать психические явления «как они есть» без апелляции к душе как особой сущности, лежащей «за» психическими явлениями. Средством освобождения от «идолов» являются, по Б., соответствующие «орудия разума», под которыми понимаются, в частности, методы индуктивной логики и эксперимент. Т. о., Б. сыграл свою роль в переходе от умозрительной философской метафизической психологии души к эмпирической психологии сознания. Идеи Б. о роли вспомогательных средств в познании нашли своеобразный отклик в XX в. В культурно-исторической концепции

Л. С. Выготского.

БЭН АЛЕКСАНДР (1818 – 1903) – английский психолог, представитель ассоциативной психологии. В творчестве Б. появляются моменты, объективно сыгравшие свою роль в разложении системы ассоциативной психологии. Таковыми являются: 1) идеи о спонтанной активности нервной системы, проявления которой (движения) закрепляются, если они сопровождаются чувством удовольствия (из чего впоследствии выросло учение о формировании навыков путем «проб и ошибок»); 2) положение о том, что ассоциации не могут образовываться без наличия особой активности ума, которая не одинакова у разных людей; 3) признание существования т. н. творческих ассоциаций, объясняющих, по Б., возникновение новых продуктов, не определяемых просто суммой полученных в опыте ощущений.

БЮЛЕР КАРЛ (1879 – 1963) – немецко-австрийский психолог. В первый период своего творчества входил в Вюри-бургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве «безобразности» процесса мышления. Во второй период творчества (после первой мировой войны) разрабатывал проблемы развития психики, выдвинув концепцию трех стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии. Известен также своими работами в области языкознания, а



также концепцией выхода из психологического кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время три основные парадигмы в психологической науке: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дкльтей и др.).

БЮЛЕР ШАРЛОТТА (1893 -1974) – немецкий психолог. Училась в унтах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена, Проф. ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940). С 1970 г. – президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 – 30-е гг. Б. возглавляла со-•1,'юнную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся «коэффици-лп1 развития», введенный Б. вместо широко известного «коэффициента интеллек-i;i». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются розничные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т. ч. биографическим методом, является периодизация жизненного нуги личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности it са неосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни. И1 орой (американский) период творчества II (с 1940 г.) посвящен изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гумани-(гической психологии. Б, рассматривала кичкость как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей. ути па протяжении всей жизни. Трактов-i-i Б. сущности и движущих сип развития неоднократно подвергалась критике, и г. ч. и в отечественной психологии. Вме-i 1 е с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактиче-1 кий материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные in диагностические методики сохраняют i мое значение и для современной науки.


В

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА – адекват-носгь и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме. Ва-лидность теста определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства (напр., валидность теста способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка валидности теста называется валидацнеЗ (валндизацией). Может быть выделено несколько типов валила-ции: 1) содержательная; 2) по критерию (эмпирическая); 3) понятийная или конструктивная.

ВАМПИРИЗМ – см. Садизм.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть нервной системы высших животных, осуществляющая управление т. и. вегетативными (растительными) функциями организма, связанными с жизнеобеспечивающей деятельностью внутренних органов: пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением. В. н. с. контролирует моторную и секреторную деятельность внутренних органов путем иннервации гладкой мускулатуры стенок этих органов и железистых клеток, вырабатывающих и выделяющих свой секрет в просвет органов либо в кровоток (железы внутренней секреции).

По морфофункциональному признаку периферические отделы В, н. с. принято делить на две части: симпатическую н. с. и парасимпатическую н. с. Симпатическая н. с. представлена л основном в грудном отделе спинного мозга в виде групп нервных клеток, образующих т. н. боковой рог серого вещества. Постгангляонарные волокна симпатической н. с. передают возбуждение на иннервируемый орга*н в основном с помощью медиатора норадрена-лина. Парасимпатическая н. с. представлена в стволовом отделе головного мозга (в составе ядер глазодвигательного, блужда-



ющего и языкоглоточного нервов) и в крестцовом отделе спинного мозга. Ее пост-гаиглионарпыс волокна осуществляют свое действие с помощью медиатора аце-тилхолина (холинергические волокна). Во многих органах и системах организма эффект возбуждения симпатической и. с. противоположен эффекту возбуждения парасимпатической н. с. (соответственно – учащение и урежение сокращений сердца, повышение и снижение кровяного давления вследствие воздействия на мышцы сосудов, торможение моторики и секреции пищеварительного тракта и их усиление и т. п.), что дало основание говорить об известном функциональном антагонизме этих отделов В. н. с., направленном на обеспечение оптимального режима работы внутренних органов.

Периферические отделы В. н. с. находятся под контролем со стороны более высоко расположенных отделов Ц. и с. Высшая же интеграция вегетативных функций осуществляется на уровне гипоталамуса. В основном через гипоталамус оказывают влияние на вегетативные процессы в организме др. высшие отделы Ц. н. с.: новая и древняя кора, подкорковые ядра, ретикулярная формация мозгового ствола.

Функциональная активность В. н. с. связана г. о. с тремя категориями процессов в организме: поддержанием постоянства внутренних условий деятельности организма; вегетативным обеспечением функций разных систем, в т. ч. ведающих и поведенческой активностью: организацией защитных реакций на вредоносное воздействие

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности.

Значение В. д, для психического развития зависит прежде всего от се содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрос-


лыми; 2) предметно-манипупятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников; 5) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода юности; в ходе ее происходит подготовка к будущей профессии.

В. д, не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Возникновение в каждом периоде психического развития новой В. д, не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ – наборы тестов для измерения интеллекта, разработанные Д. Векслером (США). В 1937 г. вышла первым, а в 1946 – вторым изданием т. н. шкала Векслера – Белвью (последнее слово – название учреждения, где автор исследовал интеллект правонарушителей). Эта шкала устарела и в настоящее время не используется. В 1949 г. автор издал «Шкалу Векслера для измерения интеллекта у детей», в которую вошли тесты для возрастов от 5 до 15 лет. В 1955 г. была опубликована «Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых», в которой даны тесты для возрастных групп от 16 – 17 лет до 75 и старше. Автор стремился к тому, чтобы термины, знание о которых можно получить в общеобразовательной школе, не играли в его тестах доминирующей роли. Поэтому им привлекается иной (по сравнению со шкалой Вине – Стан-форд) вербальный материал. Наряду с тестами вербальными в шкале представлены тесты «действия)», невербальные. Тем не менее корреляции между вербальной и невербальной сериями высоки, равно как высоки корреляции обеих серий со шкалой Бине – Станфорд. Следует иметь в



виду, что все данные, приводимые автором о результатах проверки своих шкал, относятся к выборкам, полученным в США; успешность выполнения тестов зависит от социально-психологического опыта личности.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ –

тмена нужного слова другим, близким к нему по смыслу. Встречается чаше всего при акустико-мнестической афазии (см. Atptata). Больной, напр., вместо слова стол произносит слово стул или диван.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: