Подетальный анализ – в

когнитивной психологии – концепция распознавания стимула, осуществляемого путем выделения в нем простейших признаков (детектирование линий, углов, кривизны и т. п.). П. а. предшествует собственно восприятию стимула, -рассматриваемому как более «высокоуровневый» процесс.

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ – субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия, протекающие как бы «под порогом» сознания. Эти процессы особый интерес вызвали в связи с изучением вопроса о возможности использовать под-пороговые раздражители для управления поведением и деятельностью человека.

В работах отечественных физиологов (В. Г. Гершуни и сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека двух уровней чувствительности – субсенсорной и сенсорной – и возможность выработки условных рефлексов на неосознаваемые раздражители (кожно-гальвани-ческие, электрические ответы коры мозга, возникающие на звуковые, тактильные, запаховые раздражители, лежащие ниже порога ощущений, и т. п.).

Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (педагогических, лечебных и т. д.).

ПОДРАЖАНИЕ – воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребенка П. – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.



Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ –

период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст (см.), П. в. отводится период от 10– 11 до 15лет или от 11 – 12 до 16 –17 лет. Относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы позрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

П. в. характеризуется резкими, качест-непными изменениями, затрагивающими псе стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С" фактом полового созревания связано то, что в П. в. начинается ряд психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим но-иообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон,). Эриксон и др.), определяющиеся стрем-


лением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым (см. Идентичность, Я-концегщия). С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки (см.). Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно другой точке зрения ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием ги-потетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Пиаже). Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обсуловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и др. сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.

П. в. считается либо временем перехода к взрослости, (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуно-вой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании данного периода), либо самостоятельной относительно независимой фазой. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, час-



то отличающейся не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного (см.) и делинквентного, противоправного поведения.

ПОЗИЦИОННАЯ КРИВАЯ –

^/-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактив-ного торможения. Конкретная конфигурация кривой (степень симметричности нисходящей и восходящей ветвей, уровень среднего участка, наличие или отсутствие восходящей ветви) зависит от условий эксперимента. (Эффекты недавности и первичности ранее назывались эффектом края.)

ПОЛ – комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. П. детерминирован иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера. Многообразие этих механизмов вызывает необходимость различения гене-


тического П., гонадного (истинного) П., гормонального П., морфологического (соматического) П., гражданского П., П. воспитания и психологического П.

П. психологический – характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности – фемининности. Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность – совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. Маскулинность и фемининность – филогенетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Различают половую идентичность и половую роль. Половая идентичность – определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей маскулинности – фемининности. Половая роль – модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского П. Человек осваивает систему культурных норм поведения–в т. ч. и сексуального – и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в процессе половой социализации. Дифференциация половых ролей и форм социализации исторически изменчива. Для оценки характера половой роли индивида разработан ряд опросников, среди которых весьма популярен BSRI (Bern Sex Role Inventory), считающийся валидным и надежным. По мере демократизации отношений П. свойства мужчин и женщин все менее поляризованы, все более взаимопересекаются, образуя многомерный континуум. Теории «психологической андрогинии» утверждают, что наиболее адаптивны и продуктивны те индивиды, которые, обладая высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, сохраняют отчетливую половую идентичность.

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове наблюдателя. Его размеры определяются методом периметрии.

Величина П. з. зависит от особенностей функционирования светоощущающего аппарата и определяется размерами, яркостью и цветностью объектов. Она зависит также от анатомических особенностей лица человека (глубины орбиты, разреза



глаз, формы носа). В норме средняя величина П. з. для ахроматического стимула составляет: вверх от точки фиксации взора – 55°, вниз – 60°, в височном направлении – 90°, в направлении к носу – 60°. Для хроматических стимулов П. з. меньше. Наименьший размер П. з.– для зеленого цвета, наибольший – для синего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: