double arrow

Парадигма стернберга

(методика, или эксперимент, Стернбер-ia) – популярный в 70-х гг. XX в. метод исследования в когнитивной психологии. Позволяет изучать временные характеристики этапов кодирования стимула, после-' довательного поиска в памяти, принятия решения и организации ответного дейст-пия. В основном варианте метода испытуемому предлагается запомнить несколько шементов (буквы, цифры, слоги или слона); через некоторое время, определяемое >кспериментатором, предъявляется один i остовый стимул, и испытуемый должен


как можно быстрее ответить, был ли этот стимул среди предложенных ранее. Ответы даются путем нажатия кнопки. Измеряется время реакции отдельно для положительных и отрицательных ответов; строятся его зависимости от варьируемых условий эксперимента.

ПАРАЛИТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

ПАРАЛЛАКС (от греч. pardllaxis – уклонение) – кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения. П. приводит к ошибкам считывания показаний прецизионных (высокоточных) приборов. Устранение П. достигается посредством определенного технического оформления лицевых частей прибора (устранения зазора между оцифрованными и защитными поверхностями), а также посредством размещения приборов в оптимальных углах обзора.

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. рога –возле, около) – область исследований, изучающая в основном: 1) формы чувствительности, обеспечивающие способы приема информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств; 2) соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т. п.). Наряду с понятием «П.» употребляются также понятия «психотроника», «биоинформация», «биоинтроскопия» и др. Большинство современных парапсихологов выделяют следующие типы форм чувствительности. Телепатия – мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом). Ясновидение – получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума. Предвидение (проскопия) – частный случай ясновидения, относящийся к предсказанию будущих событий. Лозоискательство (биофизический эффект) – отыскивание с помощью вспомогательного индикатора (изогнутая металлическая проволока,



лоза и т. п.) скоплений подземных вод, руд, пустот и т. п. Парадиагностика – постановка основанного на ясновидении медицинского диагноза без контакта с больным. Все эти формы чувствительности часто объединяются понятием экстрасенсорного восприятия.

В П. имеется также классификация форм "парапсихического воздействия на внешние физические явления. Психокинез – мысленное воздействие человека на окружающие предметы, напр, на нормальную электрическую активность растения; на положение в пространстве различных (как правило, нетяжелых) предметов. Па-рамедицина – область, смежная с П., включающая разнообразные, не имеющие объяснения методы лечения: наложением рук, мысленным внушением (без применения речи и без непосредственного контакта, иногда на большом расстоянии) и др.

По существу, единственным основанием объединения всех этих областей является таинственность и загадочность изучаемых явлений. Однако рассматривать такое основание достаточным для выделения особой области научных исследований принципиально неправильно.

В европейской культуре П. как направление систематических исследований и наблюдений возникла в 1882 г., когда в Лондоне было организовано «Общество для изучения психических явлений», существующее и ныне. По подсчетам парапсихологов, в начале 1910-х гг. в 30 странах существовало более 240 лабораторий и обществ (большинство – в США). Многие из них объединяет Международная парапсихоло-гическая ассоциация (Нью-Йорк). Пара-психологические исследования в небольшом объеме выполняются в ряде университетов (преимущественно частных) США и др. научно-исследовательских центрах, финансируемых государством и крупными фирмами. В 1969 г. Американская ассоциация содействия науке, объединяющая различные научные общества, приняла в число членов Американскую парапсихо-логическую ассоциацию. Исследования по П., как правило, публикуются в специальных журналах, выходящих в ряде стран; издаются монографии, публикуются итоги конференций, симпозиумов по П.

В России начиная с 1920-х гг. в Л. ученик В. М. Бехтерева –Л. Л. Васильев проводил исследования в области телепатии и


ясновидения. В 1965 г. организована секция биоинформации при Московском правлении Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. А. С. Попова. В 1967 г. создана секция технической П. и биоинтроскопии при Центральном правлении Научно-технического общества приборостроительной промышленности.

Вначале в П. использовались довольно примитивные методы исследования (угадывание карт, внушение сновидений или мыслей и т. п.). Критика и разоблачения утверждений парапсихологов заставляли их искать новые средства доказательства. Большое влияние на парапсихологические методы оказал приток инженеров и физиков, которые привнесли в П. свои методы исследования, предполагая, что мозг человека действует как электронное устройство и что на его изучение можно прямо перенести понятия, взятые из соответствующих разделов физики. Поэтому в современной П. используется ряд новейших технических средств. Некоторые парапсихологи неправомерно считают, что изучаемые ими явления – это обычные физические явления, которые можно объяснить с помощью электромагнитного излучения. Поиск и измерение электромагнитных полей, называемых по-разному (биоплазма, электроаурограмма, биопотенциал и т. п.), в сочетании с различными традиционными методами исследования (напр., угадывание одной из 5 специальных карт, т. н. карт Зенера, внушение на расстоянии и др.) продолжаются. Значительное развитие в рамках П. получили инструментальные, в т. ч. самые современные, методы оценки функциональных состояний индивида. Некоторые частные методы исследования, которые используются в П., хотя и не раскрывают природы парапсихологи-ческих феноменов, иногда оказываются полезными для психофизиологии и экспериментальной психологии. Отсутствие методической корректности при постановке многих парапсихологических экспериментов, естественно, вызывало и вызывает у ученых недоверие и раздражение, которые усиливаются из-за слишком частых случаев прямой мистификации и обмана. Причиной недоверия также является то, что парапсихологические явления невоспроизводимы, т. е. они не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности научных фактов. Невоспроизводимость явле-



ний объясняется парапсихологами ссылками на своеобразие парапсихологических феноменов.

Т. о., в том, что объединяется понятием П., нужно различать, с одной стороны, мнимые, рекламируемые мистиками и шарлатанами «сверхъестественные» феномены, а с другой–явления, реально существующие, но еще не получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения. Первые требуют разоблачения и демистификации. Изучение последних ведется в психологических, физиологических, биофизических и других соответствующих научных учреждениях.

ПАРАФАЗИЯ (от греч. para– возле, около, phdsis – речь) – замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи Различают два вида П.: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) П. представляют собой проявления различных форм афазии (см. Афазия). Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. Литеральная парафазия). Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими близкими по смыслу (см. Вербальная парафазия), обусловленной мнестически-ми или семантическими нарушениями речи. Эта форма П. может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. Контаминация).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии (см.) и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.

ПАРАФИЛИИ – см. Половые извращения.

ПАРАФРЕННЫЙ СИНДРОМ –

см. Синдромы психопатологические.

ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ МЕТОДИКА – методика исследования памяти, заключающаяся в предъявлении испытуемому для запоминания списка пар сгимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т. п.). При последующем предъявлении каждого первого члена


пары испытуемый должен воспроизвести второй член соответствующей пары.

ПАССИВИЗМ – см. Мазохизм.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos – страдание) – отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводит к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П. помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций путем использования рациональных приемов компенсации дефекта.

Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. М. Мясищев).

Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой следующих проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов.

Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

П. п. возникла во второй половине XIX в. Основоположником русской П. п.



является К. Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Ла-зурского и до.

До недавнего времени П. п. изучала г. о. психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.

В центре внимания П. п. – процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) – значит понять, как он становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи других людей, т. е. как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии. П. п. имеет также тесную связь с возрастной и социальной психологией, вместе с ними она составляет психологическую основу педагогики и частных методик.

Т. о., П. п. развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии.

И фундаментальная, и прикладная П. п. делятся, в свою очередь, на две части: психологию учения и психологию воспитания. Один из критериев деления–вид социального опыта, подлежащего усвоению.

Психология учения прежде всего исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. п. составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Исследования процесса учения, выполненные с позиций принципов отечествен-


ной психологии, показали, что процесс усвоения –это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.

Учение – это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие.

Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий уч-ся средней школы. Изучена также роль жизненного опыта уч-ся, речи, характера предъявляемого учебного материала и др. в усвоении знаний.

В 70-х гг. в П. п. все чаще стали использовать другой путь: изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения (см. Экспериментальное обучение). Прежде всего эти исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Данные исследования имеют важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения, для выявления условий эффективного умственного развития уч-ся.

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

П. п. изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей уч-ся.

В отечественной П. п. созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распро-



охранение получила бихевиористская теория (см. Учение, Психология воспитания).

П. п. наряду с общепсихологическими методами исследования использует ряд специфических. К их числу прежде всего относится т. н. генетический метод. Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике. Наиболее характерным для П. п. является применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики. Важно подчеркнуть, что при формировании изучаемых явлений должны учитываться закономерности, которыми располагает П. п. В сипу этого П. п. предъявляет особые требования к генетическому методу (формирующему эксперименту), применяемому также в целом ряде других областей психологии. Нашли применение в П. п. моделирование, методы системного анализа и др. Математическое моделирование пока еще не вышло за рамки изучения простейших актов научения, но сфера его применения расширяется.

ПЕДЕРАСТИЯ – см. Гомосексуализм.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pdis – дитя и logos – слово, наука) – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX – XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем П. признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик – О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушин-ский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником российской П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый В. М. Бехтерев. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.


Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П. П. Блонский (1884 – 1941) определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было (а в какой науке бывает?) абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа:

1. Ребенок – целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть нетолько теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиоло-




В рамках культурно-исторической теории существуют и др., менее известные, периодизации. Они базируются на периодизации Л. С. Выготского и отличаются от нее и друг от друга признаком, лежащим в основе различения стадий. Так, А. В. Петровский указывает на характеристики «значимого другого», рассматривая в качестве основного признак референтности.

П. п. р. преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П. п. р. закономерно отражают многомерность самого процесса психического развития.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. рег-severatio – упорство) – навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные П. возникают при поражении передних отделов головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А. Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии (см. Афазия) в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторных сис-


тем и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности после действия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр, при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т. п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т. д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем (1941), в школе которого они и были наиболее полно изучены. В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему представления таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд.

Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях глаз, прослеживаю-



щих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.

Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковы-сотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.

Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание и категоризация, т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.


ПИАЖЕ ЖАН (1896 – 1980) – швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. В первый период творчества П. открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная П. эгоцентризмом. Эгоцентризм определяет собой и особенности детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т. п., проявляется также в эгоцентрической речи (см.). Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации. Во второй период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет), период «конкретных» операций (до 12 лет), куда в качестве подпери-ода включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет), и период формирования «формальных» операций (примерно до 15 лет). При этом умственные действия рассматриваются П. как продукт интерио-ризации первоначально внешних действий.

Теоретические и эмпирические^ работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области философии и методологии познания. Однако ряд положений П., в частности: 1) рассмотрение психического развития ребенка вне социально-исторического контекста; 2) понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения; 3) рассмотрение эгоцентрической речи как «отмирающей», а не как этапа формирования внутренней речи и др., обоснованно критиковались рядом отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

ПИГМАЛИОНОФИЛИЯ (по имени мифического греч. скульптора Пигмалиона, отвергавшего женщин и влюбившегося в изваянную им статую женщины, и греч. рЫКа – любовь) – вид полового извращения, при котором объектом полово-



гии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 30-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.), приняты два постановления ЦК ВКП(б). П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Л. С. Выготский объявлен «эклектиком», М. Я. Басов и П. П. Блонский – «пропагандистами фашистских идей». К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Более полувека тщательно скрывалось, что цвет советской психологии – Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и другие, а также педагоги Занков и Соко-лянский были педологами. Еще совсем недавно при издании сочинений Выготского его лекции по П. пришлось переименовывать в лекции по психологии.

Постановления и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность т. н. теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство».

Ряд работ П. П. Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. М., 1935), работы Л. С. Выготского и его'сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П. П. Блонского, Л. С. Выгот-


ского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку.

ПЕДОФИЛИЯ – см. Половые извращения.

ПЕРВИЧНЫЕ (единичные) ЦВЕТА – цвета, число которых необходимо и достаточно, чтобы путем смешения получить любой воспринимаемый цвет, причем ни один из первичных нельзя получить смешением остальных первичных цветов. МКО (Международная осветительная комиссия), основываясь на трехкомпонент-ной теории цветового восприятия Юнга – Гельмгольца, приняла за первичные три монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436 нм). В двухкомпонентной теории Е. Н. Лэнда первичными являются две широкие полосы спектра из длинноволновой и коротковолновой частей.

ПЕРЕМЕННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ – см. Постоянный раздражитель.

ПЕРЕНОС – улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицательный П., как проактивное облегчение и проактивное торможение. Нередко термин «П.» употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения другого. Внешне эти навыки могут быть совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм.

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ – совокупность перцептивных и мыслительных про-



цессов, с помощью которых оператор осуществляет преобразование воспринятой информации об объекте управления в целесообразное воздействие на него.

О П. и. о. говорят в тех случаях, когда между стимулом (воспринятым сигналом) и реакцией (воздействием на объект) не существует жесткой однозначной связи (т. е. за тем или иным стимулом не закреплена единственная заученная реакция); когда для выработки управляющего воздействия необходимы: анализ воспринятой информации, привлечение дополнительной информации (из прошлого опыта или путем ее активного поиска в наличной ситуации), сопоставление всей полученной информации и способа действия.

В зависимости от сложности объекта управления, задач оператора, используемых систем кодирования П. и. о. может осуществляться на разных уровнях (на уровне ощущений и восприятий, представлений, речемыслительных процессов) и посредством психических механизмов.

Обычно исследуются след, характеристики процессов П. и. о.: 1) функциональные – структуры процессов, обеспечивающих конкретные функции П. и. о., оценку, принятие решения, планирование и т. д. (см. Принятие решения, Оператора мышление); 2) операциональные – описание П. и. о. через функционирование либо психологических (аналитико-синтетиче-ская деятельность), либо формальных, либо семантических, синтаксических операций. Возможны и др. аспекты операционального анализа; 3) количественные – определяемые обычно на основе алгоритмического или теоретико-информационного подхода (количественные определения получены лишь для относительно элементарных процессов П. и. о.).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). В концепциях этого типа (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или


меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое содержание стадий. Так, сторонник биогенетического подхода и закона рекапитуляции американский психолог Стэнли Холл считал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез, и выделял стадии младенчества, детства, пред-подросткового возраста и юности, соответствующие животной стадии развития психики, дикости, началу цивилизации, эпохе романтизма. У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта (напр., стадий сенсомоторного интеллекта, конкретных интеллектуальных операций и т. д.); у 3. Фрейда – объект либидо (оральная, анальная фазы и т. д.); у Э. Эриксона – личностная целостность, выражающая отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (стадии инкорпорации, автономности и т. д.).

П. П. Блонский в качестве критерия П. п. р. использовал дентицию (появление и смену зубов) и выделял беззубое, молоч-нозубое детство и постояннозубое детство. В отечественной психологии особо прочный фундамент П. п. р. заложил Л. С. Выготский: для него критерием были психологические новообразования, характерные для каждой стадии, которая определяется характеристиками устойчивой, адекватной возрасту социальной ситуации развития. Выделяются следующие этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский. Стабильные возрасты разделены кризисными (см. Кризисы возрастные), в которые происходит смена социальной ситуации развития.

Д. Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов деятельности и выделив разные по содержанию стадии – эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития – фазы освоения мотивацион-ной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст – возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре – и младший школьный возраст – возраст овладения средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности – составляют две фазы единой эпохи – детства.



го влечения является женское изображение (скульптурное или живописное), а сексуальное возбуждение и разрядка наступают при любовании и касании. Синонимы: пиг-малионизм, монументофилия, иконолагния. Считается, что в П. присутствуют элементы визионизма (см. Половые извращения) и фетишизма. Особо выделяют синтез П. и садизма – садистский П., при котором девиант достигает полового удовлетворения, нанося повреждения объекту влечения. П. наблюдается исключительно у мужчин. Некоторые авторы относят к П. и порнографоманию – достижение полового возбуждения и удовлетворения при чтении или рассматривании порнографической продукции и особенно при создании ее, если мотивом является не стремление к обогащению, а выражение своих сексуальных фантазий. Эротографоманию, проявляющуюся в патологической фиксации на писании любовных писем, также иногда причисляют к П.

ПЛАСТИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – способность к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов. Различают два аспекта П. н. с.: 1. Пластичность нервных элементов мозга в раннем онтогенезе как возможность компенсаторной перестройки их структуры и связей при различных повреждающих воздействиях, в условиях обогащенной и обедненной среды. Отмечается недоразвитие нервных элементов в различных отделах мозга при функциональной сенсорной деприва-ции и усиленное развитие синаптического аппарата в условиях обогащенной среды. Описаны специфические пластические перестройки функциональной активности нейронов в раннем онтогенезе при изменении структуры предъявляемых зрительных стимулов. К примеру, у котят, лишенных с момента рождения определенных зрительных паттернов, не формировалась способность к их восприятию, когда их помещали в естественную среду. С возрастом возможность компенсаторных пластических перестроек нейронного аппарата снижается. 2. Функциональная пластичность зрелого мозга на нейронном (напр., длительное повышение реактивности нейронов после высокочастотной стимуляции – посттетаническая потенциация) и систем-


ном уровнях. Последняя проявляется как формирование функциональных связей структур, адекватно вовлеченных в текущую деятельность. Эта форма П. н. с. постепенно формируется в онтогенезе как результат дифференциации и специализации нервных элементов, нейронных ансамблей, нервных центров, нарастания их связующего звена – волокнистых структур и возможности их избирательной мобилизации и интеграции за счет регулирующей системы мозга (см. Блоки мозга).

ПЛАТО – участок на кривой упражнения, идущий параллельно оси абсцисс, если по ординате откладывают показатели успешности формирования навыка (скорость, процент верных ответов и т. п.), а по абсциссе – время тренировки навыка в той или иной форме (напр., очередные пробы). Появление П. выражает графически прекращение повышения успешности упражнения, известное «насыщение» тренировкой. Эффект П. связывают с достижением определенной степени автоматизации данного навыка, а последующее отклонение от П. – с вмешательством каких-либо новых факторов, влияющих на усвоение навыка. Достижение уровня П. – обязательное условие для многих экспериментальных исследований навыков как у человека, так и у животных.

ПЛАТОН (427 – 347 до н. э.) – древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ. Для психологии особый интерес представляет разработка П. проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей. Идеи диалога («сократические беседы», по имени главного героя диалогов П. – философа Сократа) как способа постижения истины, его приемы и формы проведения получили дальнейшее развитие в психологии, вплоть до современных исследований в области «майевтики».

ПЛАЦЕБО (от лат. placebo – понравлюсь) – индифферентный для организма препарат, имитирующий по внеш-



нему виду (запаху, вкусу) какое-либо лекарственное вещество и применяемый дня контроля при клиническом исследовании действия новых препаратов. Группе больных сообщают, что их будут лечить определенным препаратом, после чего половине из них предлагают П. Применение П. дает возможность установить долю участия внушения в действии препарата. П. используется также в психотерапии.

ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ – изменения в состоянии больных, наступающие после приема плацебо (см.), по сравнению с контрольной группой, не получающей никаких препаратов. Существование П.-э. демонстрирует психотерапевтическое действие самого по себе факта приема лекарства. При оценке действия нового препарата необходимо учитывать включенный в конечный результат П.-э.

ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ (от греч. pfcthysmAs – набухание и grdpKB – пишу) – методика регистрации сосудистых реакций организма. Конечность человека или животного помещают в изолирующей перчатке внутрь сосуда с жидкостью, который соединен с манометром и записывающим устройством. Изменения давления крови и лимфы в конечности отражаются характерной кривой – плетиз-мограммой, на которой можно выделить ряд ритмов (систолический и др.). Известны портативные устройства – пальцевые плетизмографы. Плетизмограммы – чувствительный индикатор -вегетативных сдвигов при различных реакциях организма. Прибор плетизмограф всегда входит в состав т. н. детекторов лжи.

ПЛЮРАЛИЗМ СЕКСУАЛЬНЫЙ (от лат. phtralis – множественный) – сексуальная девиация (см. Половые извращений, при которой достижение полового удовлетворения требует присутствия или участия как минимум трех партнеров Термин имеет множество синонимов: от пришедших из англоязычных стран «шеринга», «сваппинга», «свингинга» до идущих из глубины веков «оргии» и «свального греха». Термин «групповой секс» представляется наиболее удачным, поскольку отражает не столько число партнеров, сколько особые отношения, складывающиеся между ними. Сексгруппа имеет свою структуру, распределение ро-


лей. В ней выделяются обладающий высоким внутригрупповым статусом координатор (не всегда самый темпераментный и сексуально привлекательный), который решает целый ряд организационных проблем; «звезда» – самая сексапильная женщина; «сексуальный вожак» среди мужчин. Группы могут объединять от трех участников при триолизме (от лат. tria – три) до нескольких сотен (в одном эксперименте в Калифорнии принимали участие почти 400 пар). Чаще всего в группе несколько человек.

Высказывается мнение, что при П. с. зависимость от сексуального партнера (обычно возникающая при «нормальных» сексуальных отношениях) отсутствует: она замещается зависимостью от самого секса. Сексуальные действия нескольких партнеров на глазах друг у друга приводят к одновременному раздражению большого числа эрогенных зон, усиливаемому слуховыми, зрительными, тактильными и пр. ощущениями, что придает особую интенсивность и остроту переживаниям. Именно это привлекает в «сексгруппы» фригидных женщин и мужчин со сниженной потенцией, надеющихся т. о. решить свои проблемы. Кроме того, участниками нередко бывают явные и неявные бисексуалы; гомосексуалы; молодежь, склонная к сексуальному экспериментированию вследствие неоформившихся сексуальных установок; лица, для которых характерны такие сексуальные девиации, как визионизм и эксгибиционизм (см). П. с. еще недостаточно изучен, однако предполагается, что, кроме уже упомянутых, у его сторонников можно обнаружить целый «букет» сексуальных девиаций, включая садизм (см.) и мазохизм (см.). Складывающиеся в сексгруппе особые отношения, возможность удовлетворить свои девиантные наклонности, а также повышенная острота ощущений лишают постоянных участников возможности получать удовлетворение с одним партнером.

ПНЕВМОГРАФ (от греч. рп&та – дыхание и grdpho – пишу) – прибор для измерения амплитуды и частоты дыхательных движений. П. состоит из надувной камеры-пояса, достаточно туго обернутой вокруг грудной клетки испытуемого, и отводящей трубки, соединенной с манометром и записывающим устройством. При вдохе пояс расгяги-



вается, воздух из него выжимается через трубку и двигает перо самописца.

ПОВЕДЕНИЕ – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой. '

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических – побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. – это закономерности аналитико-син-тегической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но ие сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П». обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки (см. Поступок), в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: