Половая идентичность -

переживание и осознание человеком своей половой принадлежности (маскулинности или фемининности), физиологических, психологических и социальных особен-


ностей своего пола. П. и. определяет сексуальную идентичность человека, его сексуальное поведение. П. и. является одним из аспектов личностной идентичности.

На нормальное формирование П. и. ребенка влияет дифференцированность по половому признаку позиции и поведения родителей (или людей, их заменяющих), когда мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина.

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (синонимы: парафилии, аберрации половые, сексуальные перверсии) – болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения. Прежде к П. и. относили любые сексуальные потребности и действия, отличающиеся от общепринятой в данном обществе модели полового поведения, причем они не только считались болезненными расстройствами, но и осуждались моралью (что не очень логично). Сейчас многие сексологи лишь часть половых девиаций рассматривают как явную патологию.

Под П. и. подразумевают качественное изменение либидо (см.). Фригидность, сатириазис, нимфоманию, эротоманию, айдойоманию, представляющие собой количественные изменения, к ним не относят. Нет однозначного мнения об онанизме (см.): он настолько распространен, что многие авторы отказываются квалифицировать его как П. и. Существует огромное множество как П. и., так и способов их классификации. Трудности последней вытекают из текучести форм П. и., многообразия и синонимичности терминов, принципиальных расхождений в интерпретации.

Чаще всего П. и. подразделяют на две группы. Первую составляют П. и., связанные с направленностью, объектом полового влечения. Традиционно в нее включали гомосексуализм (см.), однако сейчас правомерность этого подвергается сомнению. Безусловно к этой группе П. и. относятся:

а) влечение к детям – педофилия (синонимы: инфантосексуализм, падерозия);

б) к старикам – геронтофилия; в) к статуям – пигмалионофилия (см.); г) к трупам – некрофилия (см. Садизм); д) к животным, чаще всего козам, овцам, свиньям, собакам, гусям – зоофилия (синонимы: скотоложество, зооэрастия, содомия,бестиализм); е) нарциссизм (см.); ж) фетишизм (см.); з) к кровным родственникам –



инцестофилия и др. Вторая группа охватывает П. и., проявляющиеся в характере действий, приносящих удовлетворение и приводящих к оргазму. Она включает: садизм (см.); мазохизм (см.); эксгибиционизм (см); трансвестизм (см.); триолизм; плюрализм сексуальный (см.); достижение полового возбуждения или оргазма путем наблюдения за сексуальной активностью других людей или путем созерцания чужих гениталий – вуайеризм (синоним: визионизм); при подслушивании звуков, свидетельствующих об интимных отношениях, – эксаудиризм; при трении о лиц противоположного пола в давке (толпе, транспорте) – фроттаж; при обнюхивании, обмазывании, проглатывании человеческих выделений: пота, мочи, кала, спермы, менструальных выделений, слюны – экскрементофилия (копролагния, копрофагия, пикацизм, урофагия) и т. д.

В основе другой классификации лежит идея о невозможности четкого разграничения нормального и патологического либидо и существовании континуума промежуточных форм. В этом случае говорят о: 1) истинных перверсиях – реализуемых искаженных половых влечениях, частично или полностью заменяющих нормальное половое поведение; 2) перверсных тенденциях – отраженных в мечтах и фантазиях, но по каким-то причинам не реализуемых деформированных сексуальных установках, 3) перверсных элементах – незначительных отклонениях от нормальной сексуальности, выполняющих роль дополнительных стимулов, которые усиливают сексуальное возбуждение при половых контактах либо являются единственно возможной формой получения сексуального наслаждения.

Истинные перверсии: а) носят навязчивый, принудительный характер; б) имеют тенденцию к прогрессированию – пер-версные действия учащаются, а потребность в них постепенно превращается в доминирующую; при этом нередко острота сексуальных переживаний понижается, усиливается раздражительность, чувство пустоты, неудовлетворенности; в) крайне (атрудняют длительные партнерские свя-ш: партнер воспринимается обезличенно, только как необходимый сексуальный раздражитель, причем его чувства и желания могут совершенно игнорироваться (напр., при садизме, некрофилии, эксгибициониз-


ме, вуайеризме); г) имеют периодичность нарастания сексуального беспокойства, причем возможно чередование периодов нормальной и перверсной сексуальности; д) приводят к нарастанию социальной изоляции.

Причины П. и. не изучены в полной мере. Факторами риска могут быть неблагоприятная наследственность, гормональные нарушения, поражения головного мозга различной природы (родовые травмы, интоксикации, нейроинфекции), нарушение психосексуального развития (как результат неправильного полового воспитания, изоляции от сверстников, в т. ч. противоположного пола), асоциальная среда, ряд психических заболеваний – шизофрения, эпилепсия, психопатии. Напр., у истерических психопатов возможны эксгибиционизм и нарциссизм; у тормозимых – вуайеризм, педофилия, фетишизм, зоофилия; у возбудимых–эксгибиционизм и педофилия в сочетании с садизмом. Среди педофилов немало, конечно, психически больных или гиперсексуальных людей, однако в основном к педофилии прибегают пожилые люди, у которых наблюдается возрастное снижение потенции, а также подростки и люди с задержкой психосексуального развития и фиксацией полового общения на подростковой стадии.

Был выдвинут ряд концепций (генетическая, эндокринная, неврогенная, услов-норефлекторная), отличающихся определенной односторонностью. Исключение представляют психоаналитическая и ди-зонтологическая концепции. Согласно последней, П. и. являются результатом нарушения психосексуального развития и закрепления модифицированных, гипертрофированных, незрелых форм проявления сексуальности, свойственных детскому и подростковому возрастам. В рамках концепции выделяются три группы П. и.: 1) транзиторные (заместительные) – формируются на фоне правильного развития сексуальности при невозможности нормальной реализации либидо (в период юношеской гиперсексуальности, в условиях изоляции, однополых коллективов); исчезают при нормализации условий для половой жизни; 2) формирующиеся на фоне задержки психосоциального развития (нарушение коммуникации с лицами противоположного пола, задержка формирования либидо на платонической и эротиче-



ской стадиях); могут длиться годами, но не реализуются (перверсные тенденции) и не приводят к личностным изменениям; 3) формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития – бывают результатом психических расстройств или растления со стороны других лиц; развиваются при пониженных порогах возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм; наслоение этапа психосексуальной ориентации на этап становления половой роли ведет к быстрой и прочной фиксации неадекватных способов реализации либидо; такие П. и. определяют поведение, с трудом корректируются.

Лечение П. и. должно быть комплексным и длительным. Применяются психотерапия, гипноз, медикаменты для подавления либидо (антиандрогены). Зарубежные попытки хирургически воздействовать на мозговые центры были признаны опасными для здоровья и жизни пациента. Профилактика П. и. заключается в предупреждении ускорения психосексуального развития и искажения либидо, при этом необходимо создание действенных барьеров на пути растления, совращения детей и подростков, ознакомления их с порнографией (непристойным, вульгарно-натуралистическим изображением или описанием полового акта, нацеленным на сексуальное возбуждение; термин появился в XVIII в. после публикации книги Ретифа де ла Бре-тонна «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции»). Большое значение имеет нормализация общения, а также ранняя диагностика и лечение психических заболеваний.

Уголовный кодекс РФ расценивает развратные действия в отношении несовершеннолетнего как половые преступления и предусматривает уголовную ответственность за совершение с ним или при нем полового акта, занятия онанизмом или эксгибиционизмом; возбуждение или удовлетворение половой потребности несовершеннолетнего путем прикосновения к его половым органам, ознакомления с порнографией.

ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА – свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии по-


мех, близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов.

Понятие П. о. введено в психологию на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр., «запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и абонента, заполнен посторонними сообщениями – помехами, оказывающими сбивающее действие (напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления).

В исследованиях по П. о. изучается эффект подсказок как помех: опоры на письменный текст при устном выступлении, подачи радиокоманд и др. сигнализации корригирующего и запрашивающего характера; при этом создается как бы «двойник» деятельности – два текста, одинаковых (близких) по форме и содержанию, но смещенных во времени. Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует большого нервного напряжения (описаны случаи потери сознания и явлений физиологического дискомфорта вазомоторного характера). Пробы на П. о., основанные на принципе воспроизведения, используются в профессиональном отборе.

ПОНИМАНИЕ – мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. П. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения и совместной деятельности людей. П. осуществляется в актах внутренней речи субъекта и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия др. человека (поступка, речи, демонстрации или репрезентации предмета и т. п.).

Заметную роль в психологическом объяснении П. сыграли работы Л. С. Выготского. С его точки зрения, уже в исходном процессе превращения органической нужды новорожденного в человеческую потребность основную роль играет его общение со взрослыми. Только в содеятельно-сти с иными овладевает ребенок первыми предметными средствами общения (криком, улыбкой, жестами и т. п.) как средствами обнаружения для другого своей нужды. Культурно-исторические средства общения (речевые – прежде всего) оказыва-



ются в этом процессе и коммуникативными средствами, «расщепляющими» поведенческий акт на: 1) естественноприрод-ный, идущий навстречу органической нужде и 2) общезначимый, идущий навстречу оценочной, эмоционально-смысловой реакции др. человека. В органической целостности такого акта человеческая потребность и ее предмет приобретают всеобщее значение: 'они что-то значат для взрослого поэтому и для ребенка они оказываются значимыми сами по себе.

Таким путем вступающий в жизнь человек приобретает рефлексивную способность отличать себя от своих же потребностей и их предметов, или, что то же самое, отличать свои потребности и их предметы от самого себя как способного относиться к ним «со стороны», применяя к ним общую меру совместного со взрослыми действия. Лежащее в основе П. целесообразное преобразование предмета потребности, а затем и любого предмета произвольного внимания возможно лишь в том случае, когда субъект способен отнестись к собственным действиям как к делу, на которое способны и др. люди, как к делу принципиально общему, совместному (хотя в данном случае он может совершить его и самостоятельно).

Всякое, в т. ч. и мысленное, преобразование предмета соотносится с общезначимым смыслом цели преобразования. Это выражается прежде всего в необходимости для субъекта репрезентировать для других (тем самым и для себя) операции и результат процесса преобразования. Объективное содержание и сущность предмета мысли раскрываются для других и понимаются самим субъектом только посредством такого его мысленного преобразования, в котором воспроизводится реальный процесс возникновения и формирования самого этого предмета.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в немецкой психологии конца XIX – начала XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки этого направления выдвинул немецкий философ В. Дипыпей в


своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе, отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление В. Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человека.

Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «П. п.». Он выделил шесть типов личности, или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых экспериментальной проверке в работах Г. Олпорта и др.

Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологическому описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендер, Ф. Крюгер и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

ПОНЯТИЕ – форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах – целесооб-



разно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее – прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей. П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов.

ПОПРАВКА НА СЛУЧАЙНЫЙ УСПЕХ – предложенный Г. Блэквеллом способ обработки данных психофизического эксперимента, позволяющий учесть долю случаев, когда испытуемый дает положительный ответ на предъявленный раздражитель не на основе возникшего у него ощущения, а в результате действия несенсорных факторов.

П. н. с. у. выведена для случая признания порогового принципа работы сенсорной системы (см. Высокопороговая теория); поэтому в исследованиях, основанных на признании принципа непрерывности (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), она неприменима.

ПОРОГ ПОЯВЛЕНИЯ (в психофизике) – при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов определенной модальности, выше которой раздражитель начинает вызывать у испытуемого ощущение; при измерении дифференциального порога – точка появления ощущения разницы между сравниваемыми стимулами. П. п. определяется с помощью метода минимальных изменений как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего отрицательный ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, вызвавшего изменение категории ответа.


ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее (см. Психофизика). П. с. играет, т. о., роль своего рода барьера, который должен быть превышен для того, чтобы возникла реакция.

В психологических исследованиях в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это могут быть и др. соматические, вегетативные и электроэнцефалографические реакции человека, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями (кожно-гальваническая реакция, сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.).

Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсо-метрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем (у маленьких детей, не овладевших речью, у животных, у человека в случае его нежелания сообщать о своих ощущениях и т. д.). Вместе с тем появилась необходимость различать понятия П. с. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как порога реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (сигнальности или не-сигнальности раздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения).

В психофизике содержание понятия П. с. неоднократно подвергалось пересмотру. Не является оно совершенно бесспорным и в настоящее время.

Одна линия исследований признает дискретный принцип построения субъективного ряда ощущений, предполагающий существование нижнего предела чувствительности сенсорных систем (каковым и считается порог). Чем ниже этот предел, тем выше чувствительность сенсорной системы, и наоборот. Чувствительность в этом случае определяется как величина, обратная порогу.



Другая линия исследований принимает за основу принцип непрерывного построения субъективного ряда и отрицает наличие у сенсорных систем нижнего предела чувствительности. Понятие порога является здесь излишним (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Критерий принятия решения). В таких теориях предлагаются др. меры, позволяющие характеризовать чувствительность сенсорной системы. Пороговые меры чувствительности, в т. ч. абсолютный порог (см.) и дифференциальный порог (см.), с точки зрения этих теорий являются не более чем операционными показателями, т. е. эмпирическими величинами, получаемыми в результате проведенного по определенным правилам эксперимента; такие показатели при известных условиях могут быть полезными для характеристики функциональных возможностей сенсорной системы, но отнюдь не отражают принцип ее работы.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ – основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. – максимально допустимая величина внешнего • раздражителя. Дифференциальный П. о. – минимальное различие между дву-мя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

ПОРОГОВЫЕ ТЕОРИИ – распространенное, хотя и не вполне точное, название для теорий, описывающих принципы работы сенсорных систем.

Основой для этих теорий является проблема существования сенсорных порогов (см. Порог сенсорный). Согласно одним теориям пороговый принцип считается ос-нэвным в работе сенсорных систем, тогда как др. теории предполагают, что сенсорные системы работают по непрерывному, а не по пороговому принципу. Т. о., к числу П. т. относятся как теории, принимающие пороговый принцип, так и теории,


отвергающие его. В этом и заключается несомненная неточность названия «П. т.». В данном термине выражена, следовательно, только сама проблема, но не способ ее решения.

К числу основных П. т. относятся: классическая П. т. Фехнера, классические теории непрерывности сенсорного ряда, нейроквантовая теория, высокопороговая теория, психофизическая модель, предлагаемая теорией обнаружения сигнала, теория двух состояний.

ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА – составная часть психофизики, созданной Г. Фехнером.

Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на четыре этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Порог рассматривался как пункт перехода от второго к третьему этапу – от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая принципиальной возможности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением. Порог он определил как критическую величину раздражения, выше которой действие последнего вызывает у человека ощущение, а ниже которой этого ощущения не возникает (см. Абсолютный порог). Применительно к ситуации различения порог – это та минимальная разница в величине раздражителей, выше которой человек замечает различие между этими раздражителями и ниже которой они кажутся ему одинаковыми (см. Дифференциальный порог).

Т. о., порог выступает как та начальная точка, которую, очевидно, следует принимать за нуль отсчета при изменении ощущений. Этим путем и шел Фехнер при выводе основного психофизического закона (см. Закон Фехнера). Действительно, из основной формулы этого закона следует, что Y=k(log р- logo), где у – величина ощущения, р – величина действующего раздражителя, Ь –величина порога, k – константа. Из формулы видно, что при величине раздражителя, равной пороговой, правая половина равенства обращается в нуль: ощущение не имеет места. Вместе с тем Фехнер признавал, что порог не явля-



ется инвариантным во времени и в различные временные выборки значения порога будут различными (см. Моментальный порог). Т. о., если порог, являющийся нижним пределом чувствительности сенсорной системы, представляет собой флуктуирующую величину, то он может быть охарактеризован лишь статистически. В связи с этим Фехнер был вынужден заняться разработкой соответствующих способов измерения и вычисления порога, получивших название психофизических методов.

Главным недостатком П. т. Ф. с точки зрения современной психофизики является то, что в ней не нашлось места феномену ложной тревоги (см.), которому современные пороговые теории уделяют большое внимание (см. Высокопороговая теория, Теория двух состояний). Однако в ряде случаев, особенно в прикладных исследованиях, модель, предлагаемая П. т. Ф., используется до настоящего времени, напр, при измерении ощущений с помощью определения числа различительных ступеней.

Понятие порога, несмотря на ряд уточнений (см. Порог сенсорный), по существу, сохранилось до настоящего времени в том виде, в каком его ввел в психофизику Г. Фехнер. Достаточно сказать, что С. Стивене, выступивший с острой критикой сформулированного Фехнером психофизического закона и предложивший иное математическое выражение зависимости ощущения от величины раздражителя (см. Закон Стивенса), ввел, подобно Фехнеру, в формулу этой зависимости величину порога.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (в когнитивных моделях) – поочередное прохождение информации от входа до выхода через ряд преобразований (этапов), так что в каждый отрезок времени (специфический для данного блока) преобразование осуществляется лишь в одном блоке, а информация к нему поступает только от предыдущего. Эти ограничения снимаются при параллельной обработке, предполагающей возможность одновременной работы нескольких блоков и поступление информации из разных источников.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – способ проверки статистических гипотез в условиях, когда число наблюдений в исследовании не устанавливается за-


ранее, а является случайной величиной. Первые представления о П. а. относятся к 30-м гг. XX в.; в современном виде П. а. разрабатывался А. Вальдом, затем Дж. Вольфовитцем, Г. Робинсом и др.

Особенность П. а. состоит в том, что после осуществления каждого наблюдения принимается одно из след, решений: принять проверяемую гипотезу, отвергнуть ее, продолжить испытания. Прикладные задачи исследования, в котором применяется П. а., могут быть теми же, что и в случае проверки гипотез по выборкам заданной длины (напр., выяснить, каким из двух приборов с известными различными смещениями шкалы производятся текущие измерения, проверить предположение о доле ошибок в выполнении теста и т. п.), но при этом возможна существенная экономия в длительности эксперимента.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ – зрительное ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взор на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицательный П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, переходящая затем в более медленную при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

ПОСТОЯННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (эталон, нормальный раздражитель, стандарт) – один из двух раздражителей, предъявляемых испытуемому при определении дифференциальных порогов, остающийся на протяжении всех опытов постоянным по величине и выполняющий роль образца, с которым испытуемый должен сравнивать второй раздражитель, меняющийся по величине и потому называемый переменным.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: