Пульфриха стереоэф-

ФЕКТ – зрительная иллюзия глубины,-возникающая в условиях неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. Если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр или красное стекло, а перед другим – зеленое и рассматривать двумя глазами маятник, качающийся в одной плоскости, то его траектория будет казаться эллиптической. Предполагается, что П. с. вызван различием латентных периодов ощущений, возникающих при воздействии световых потоков разной длины волны и интенсивности.

ПУРКИНЬЕ ОБРАЗЫ (по имени чешского ученого Я. Пуркинье) – отражения объектов, помещенных в поле зрения человека, от поверхности его роговицы, передней и задней поверхности хрусталика. П. о. легко видимы, если объект светится в темноте (пламя свечи), а наблюдатель смотрит в глаз испытуемого под тем же углом, под каким светящийся объект с др. стороны расположен относительно зрительной оси. Наблюдатель видит в зрачке испытуемого три отражения объекта различной яркости; одно из них перевернутое (от задней поверхности хрусталика), остальные–подобны объекту.

ПУРКИНЬЕ ЭФФЕКТ (Пуркинье Явление) – сдвиг максимума спектральной



светочувствительности наблюдателя при адаптации к слабому (сумеречному) освещению в сторону голубовато-зеленых то-гов (500 нм) от точки максимума дневного зрения, лежащей на длинах волн желто-зеленых тонов (555 нм). В сумеречном освещении цвета предметов «холодеют»: крас-i-ые и желтые оттенки становятся тусклыми, голубые и зеленые – относительно бо-хёе яркими.

ПУСТАЯ ПРОБА – в психофизическом эксперименте – интервал наблюдения, в котором после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не годается. П. п. применяется для определения вероятности ложных тревог, тогда как сигнальные пробы (см.) направлены на установление вероятности обнаружения сиг нага (раздражителя).

Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – характеристика наличных ыш потенциальных возможностей инди-шда выполнять целесообразную деятель-кость на заданном уровне эффективности е течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических оункций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя.

В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил следующие основные стадии Р. по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная Р., утомление (см.), конечный порыв. При шализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика ста-


дий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. – один из показателей оптимальности организации трудовой и учеб-, ной деятельности.

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА (РХП) – понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятности правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. В то время как классическая психофизика исходила из предположения, что эти две величины независимы, современная психофизика считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов, а уменьшение числа ложных тревог–к уменьшению количества обнаруженных сигналов.

Каждой точке локализации критерия (см. Критерий принятия решения) на оси сенсорных состояний соответствует своя вероятность правильного положительного ответа и ложной тревоги (см.). Перемещая критерий из одной точки в другую, можно получить достаточно полную форму кривой РХП.

РАБОЧЕЕ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА – место в системе «человек – машина», оснащенное средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется трудовая деятельность человека-оператора. См. также Пульт управления.

РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ – концепция, согласно которой любое абстрактное знание так или иначе связано с нервной активностью, возникающей во время его приобретения и порождающей сенсорный и перцептивный опыт субъекта. Этот опыт как-то перекликается с опытом других людей, возникшим



' в сходных обстоятельствах, но он всегда индивидуален. Т. о., в сфере психического не существует чистых абстракций, оторванных от образной репрезентации (В. R. Bugelski).

РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность живых организмов реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Проявляется по-разному в зависимости от уровня эволюционного развития, охватывая широкий круг явлений – от диффузных реакций протоплазмы у простейших до сложных, высокоспециализированных реакций человека.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ. В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиоло-гических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности, предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Элысонин и др.).

Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных рефлексов, которые заключаются в установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении первого полугодия жизни ребенка (1 – 6 месяцев) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3 – 5 месяцев). На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, конт-


ролирующему их зрительное восприятие. Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 месяцев ребенок узнает мать. Восприятие становится предметным. Возраст б – 12 месяцев характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности – предметные действия и манипуляции. Предметная деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается. В свою очередь, основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1 – 3 года) и дошкольного (3 – 7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1 – 4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции (см.).

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА. В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока.

После рождения обнаруживаются следующие виды двигательной активности: рудиментарные двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др., позно-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безуслов-норефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне недетерминированные и являющиеся в этом



случае отражением физиологической ак-тивности. Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является обратная связь (обратная аф-ферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится также способность сохранения и воспроизведения проприоцептивной информации, проявляющаяся уже с первых дней жизни.

Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов двигательной координации на основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе межанализаторных условнорефлекторных связей, подражания, и ориентировочно-исследовательской деятельности к полутора годам жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений ребенка.

В этот период особое значение приобретает предметная деятельность ребенка: движения рук приурочиваются к предметным условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По мере развития речи формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11 – 14 лет. Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать все уровни двигательных мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие да-


леко не завершены. Так, поле 4 коры мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого, между 2 и 4 годами, а поле 6 – к 7 годам. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза неодинаковы.

РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА как филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза. В различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференци-ровки нейронов всех типов происходят в разные сроки и с различной интенсивностью. Наиболее поздно достигают полной дифференцировки ассоциативные области. Вместе с тем, несмотря на гетерохронию морфогенеза, в определенные возрастные периоды Р. к. г. м. дифференци-ровка нервных элементов в различных областях происходит синхронно.

К моменту рождения ребенка кора головного мозга имеет то же многослойное строение, что и у взрослых. Однако ширина корковых слоев и подслоев значительно увеличивается с возрастом. Наиболее существенные изменения претерпевает цито-и фиброархитектоникакоры. В период новорожденное™ нейроны отличаются небольшими размерами, слабым развитием дендритов и аксонов. Модульная организация нейронов представлена вертикальными колонками. В течение первых лет жизни происходит интенсивная дифференциация клеточных элементов, типизация нейронов, увеличиваются их размеры, развиваются дендритные и аксонные ветвления, расширяется система вертикальных связей в ансамблях нейронов. К 5 – 6 годам усложняется система дендритных связей по горизонтали, возрастает полиморфизм нейронов, отражающий их специализацию. К 9 – 10 годам пирамидные нейроны достигают наибольших размеров, увеличивается ширина клеточных группировок. К 12 –14 годам все типы интернейронов достигают высокого уровня дифференцировки, усложняются внутри- и межансамблевые связи по горизонтали. В филогенетически наиболее новых областях коры (лобных) усложнение ансамблевой организации нейронного аппарата и



11 Психологический слова^ ь



межансамблевых связей прослеживается до 18 – 20-летнего возраста. Развитие нейронного аппарата, его ансамблевой организации и межансамблевых связей обеспечивает формирование с возрастом системной организации высших нервных функций, психики и поведенческих реакций.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики участвуют в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики – путь познания ее природы и сущности.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и услов-норефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества. Особенности психики человека, его сознание – продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему


результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей.

Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Филогенез), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом (см. Онтогенез). Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция – к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная



структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида – обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это – внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми. В своем стремлении к самовоспитанию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъекта деятельности.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами являются: самообразование, профессиональный труд, обще-


ственная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – возникновение понимания речи и ее воспроизведение в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. На первом году жизни ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком. Упражнение речевого аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно переходящее в лепет. Во втором полугодии жизни появляется понимание речи. Ребенок начинает связывать отдельные звукосочетания с предметами. С 10 – 11 месяцев появляются первые реакции на сами слова вне зависимости от того, в какой более комплексный раздражитель они включены.

Первое понимание слов еще неоднозначно, одно и то же слово дети связывают с разными предметами. Фраза воспринимается как малорасчлененный комплекс и понимается лишь в определенной ситуации. В то же время у детей появляются первые произносимые ими слова или звукосочетания, имеющие предметную отнесенность. В процессе формирования новых потребностей и в общении с окружающими людьми ребенок постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Сначала он произносит один-два слога из слова, при этом часто переставляет слоги, заменяет отдельные звуки другими. Процесс овладения правильным произнесением речевых звуков обычно завершается к 4, иногда к 5 годам (см. Артикуляция). Накопление словаря у ребенка происходит на 2-м и 3-м годах жизни, причем значения слов становятся все более определенными. К полутора годам ребенок владеет обычно 30 – 40 словами, к концу 2-Го года – 300 словами, а к 3-м годам – примерно 1000 словами. К началу 3-го года жизни начинает формироваться грамматический строй речи. Примитивные предложения, в которых слова стоят рядом без согласования («мама пить моко, мика»), постепенно заменяются грамматически более правильными. Приблизительно к 2 годам дети практически уже владеют единствен-



ным и множественным числом существительных и некоторыми падежными окончаниями, а также отдельными временами и лицами глаголов.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) продолжается расширение словарного запаса. К 7 годам дети используют активно в речи до 3000 – 4000 слов. В этом возрасте дети склонны к словесным новообразованиям, которые создаются по аналогии с др. известными им словами (напр., дождь «налужил»). К концу дошкольного возраста дети владеют практически уже почти всеми законами словообразования и словоизменения. Овладение грамматическим строем речи происходит в единстве с развитием мышления. Дети переходят ко все более сложным формам высказывания, выражая причинно-следственные и целевые отношения между предметами и действующими лицами. Появляются зачатки связной, контекстной речи, однако речь дошкольника, как правило, ситуативна, изобилует указательными местоимениями, в речи много нарушений связности.

В школьном возрасте ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усвоение письменной речи основывается на расчленении ребенком речевых высказываний на ее единицы: слова, слоги, отдельные речевые звуки–и на установлении связей между звуками и буквами, что предполагает достаточное развитие речевого слуха (см. Фонематический слух).

Овладение чтением и письмом открывает большие возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон как устной, так и письменной речи.

РАЗУМ – форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т. е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность. Р. характеризует мышление с точки зрения тождественности его законов реальным категориальным формам предметного мира, который осваивается человеком в чувственно-предметной деятельности, воспроизводящей и преобразующей окружающий мир. Р. выражается в рефлексии как способности человека рассматривать природу своей деятельности.


Р. является достоянием общественного человека как субъекта всей культуры. На основе Р. возникает теоретическое знание, полученное путем анализа роли и функций некоторого исходного диалектического противоречия в отношениях вещей внутри расчлененной системы. Реальное и особенное отношение вещей с помощью Р. выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. В плане понятий Р. выполняет такие преобразования, которые нельзя осуществить в непосредственном восприятии и представлении. Если такие трансформации открывают новые качества предмета, то последние в буквальном смысле слова являются специфическим результатом теоретического мышления и его собственным содержанием. Возникнув как определенный способ построения всеобщего отношения, Р. в понятиях подчиняет требованиям конкретизации также фактические чувственные данные. Он даже формирует дополнительные образы восприятия и представления, если это диктуется логикой процесса развертывания генетически исходного отношения понятия в его теоретическую форму.

РАННИЙ ВОЗРАСТ – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет включительно. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200 – 250 г, в росте – на 1 см; в течение третьего года жизни вес ребенка увеличивается на 2 – 2,8 кг, рост – на 7 – 8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем: костной, мышечной, Ц. н. с. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий. Увеличивается предел работоспособности нервной системы. Формируются способность подражания, ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения.

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.



Ведущей деятельностью в Р. в. является предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их свойства, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при копировании детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками (см. Игра).

Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.

Микропериодизация Р. в.: I) этап доре-чевого развития (от 1 до 1,5 года); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет).

Р. в. – период бурного развития речи ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на втором году ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На третьем году понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 год дети знают 10 – 12 слов, в 1,5 года – 30 – 40 (цо 100), в 2 года – 200 – 300, в 3 гбда – 1200 – 1500 слов. Начиная с конца второго и на протяжении третьего года усваивается грамматический строй речи. На третьем году резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми.

Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающе-


го мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких, как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 4) овладение пассивной и активной речью; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности и стремления достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью и речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе.

РАНШБУРГА ЭФФЕКТ (Ранш-бурга торможение) – затруднения, возникающие при увеличении сходства заучиваемого материала. Эффект назван по имени венгерского психолога П. Раншбурга. Р. э. – частный случай эффектов интерференции в памяти, возникающий между сходными элементами запоминаемого массива информации (см. также Проак-тивное торможение, Ретроактивное торможение).

РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – выделенные в нейропсихологии (см.) нарушения памяти, возникающие как проявление распада всей структуры активной психической деятельности человека. Возникают при массивном поражении лобных отделов мозга.



Р. п. к. м. д. представляют собой нарушение активной избирательной мнестиче-ской деятельности, приводящее к невозможности формирования задачи запомнить и воспроизвести нужный материал, к замене активного запоминания и воспроизведения пассивным удержанием следов, к бесконтрольному всплыванию побочных следов или к инертным стереотипам. Р. п. к. м. д. являются вторичными по отношению к более общему нарушению программирования различных форм психической деятельности, характерному для всех случаев, когда у человека нарушены лобные доли мозга.

РЕАВТОМАТИЗАЦИЯ НАВЫКА – восстановление уже имевшей место, но временно утраченной или ослабевшей автоматизации движения.

РЕАКТОЛОГИЯ – направление в отечественной психологии 20-х гг., характерное для начального этапа поисков марксистской методологии психологической науки. Родоначальником Р. был К. Н. Корнилов. Центральное понятие Р. – реакция. В основе поведения человека лежит, по мнению реактологов, не физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и другое вместе, неразрывно слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. Понятие «реакция» имело след, отличия от понятия «рефлекс»: а) универсальность (все ответные движения организмов, включая одноклеточных); б) целостный ответ организма, а не одного органа; в) наличие «психической стороны» (во всяком случае у высших представителей животного мира).

Как подчеркивалось реактологами, субъективная психология игнорирует ответные движения, занимаясь лишь психическими состояниями, а объективная изучает исключительно ответные движения, игнорируя субъективную сторону. Переработка же понятия «рефлекс» и расширение его содержания до категории «реакция» будто бы способны дать «синтез» этих противоборствующих направлений. Р. не смогла осуществить декларированный ею «диалектический синтез». Она подменила его сочетанием марксистских принципов с некоторыми механистически-


ми подходами к реакции как некоему «атому» психической жизни и поведения. Этот тезис обнаруживал родство Р. с др. направлением в психологии – рефлексологией. Сведение в Р. и рефлексологии психической деятельности к реакциям или рефлексам означало игнорирование специфического в механизмах поведения человека, стирание качественных различий между сложнейшими процессами сознания и простейшими ответами на раздражения окружающей среды. Р. подверглась острой критике в методологических дискуссиях начала 30-х гг., что привело к отказу от реактологических схем и устранению Р. из психологии.

РЕАКЦИЯ (от лат. re – против, actio – действие) – действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р. – акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие; произвольное движение, опосредствованное задачей и являющееся реакцией на предъявление сигнала. Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрию как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр, поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.; произвольные и непроизвольные.

РЕАКЦИЯ ВЫБОРА – см. Реакция.

РЕАФФЕРЕНТАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. re – против и afferens – приносящий) – сформулированный немецкими физиологами Э. Ф. Хольстом и X. Миттельштедтом в 1950 г. принцип управления сенсорной активностью (см. Сен-сомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности восприятия. Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом относительно последующих за ее выполнением изменений аф-ферентации. Сравнение фактических изме-



нений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту выполнения команды, а с другой – отличать изменения афферентации, вызванные собственной активностью субъекта (или реаф-ферентации), от изменений, обусловленных теми или иными процессами, происходящими в окружающей среде (или экс-афферентации). Р. п. применяется для объяснения особенностей протекания компенсаторных реакций организма (типа следящих движений глаз), механизмов константности восприятия видимого направления на объекты (стабильность видимого мира), а также, с незначительными модификациями, введенными американским психологом Р. Хелдом, процессов сенсомоторной адаптации к смещенному и инвертированному зрению (см. также Функциональная система).

РЕБЁФИНГ (от англ, rebirthmg – второе рождение) – дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй (1977). Психотехнология Р. заключается в применении интенсивного дыхания для индуцирования измененных состояний сознания и внутренней работы с аффирмациями (утверждениями). Основной элемент Р. – связное дыхание представляет собой глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. При этом вдох – активный, с мышечным усилием, а выдох – пассивный, расслабленный. Второй важный элемент Р. – работа с аффирмациями, представляющая собой процесс обнаружения проблемной ситуации, ее1 рационального рассмотрения, всестороннего анализа и перевода проблемы из негативного контекста в позитивный путем многочисленных повторений аффирмации в различной форме. Первоначально Р. применялся для устранения негативных последствий родовой травмы. В измененном состоянии сознания, индуцированном интенсивным дыханием, пациенты повторно проживали в памяти различные травмирующие моменты своего биологического рождения, испытывали сильные телесные и душевные страдания, переживали ощущения умирания, смерти и в результате достигали состояния, субъективно интерпретируемого как второе рождение и характеризующееся


полным расслаблением, умиротворением, ощущениями освобождения, очищения, любви и единения с миром. Позднее сфера применения Р. расширилась, и он стал применяться для активизации различных травматических областей индивидуального бессознательного, повторного переживания эмоционально интенсивных событий биографического характера, являющихся причиной стрессовых состояний, актуальных психологических проблем и разнообразных психосоматических заболеваний. При этом основная задача Р. осталась прежней. Возникли многочисленные модификации Р., среди которых основными являются: вайвэйшн и свободное дыхание (С. Всехсвятский, 1991; В. Козлов, 1992; М. Молоканов, 1994). В 1979 г. Д. Ленард и Ф. Лаут вводят в дыхательную технику понятие интеграции и разрабатывают интерактивный Р., который впоследствии получает название вайвэйшн (от лат. vivation, vivo – жить, vividus – полный жизни), где большое внимание уделяется внутренней работе с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Для усиления психотерапевтического эффекта в методике вайвэйшн предлагается осуществлять в измененных состояниях сознания направленную деятельность в соответствии с пятью базисными элементами. Первый элемент (связное дыхание) представляет собой более детальную, по сравнению с Р., разработку оптимальной динамики дыхательного процесса, необходимой для достижения максимальной терапевтической эф- -фективности. В вайвэйшн выделено четыре типа дыхания, различающихся соотношением глубины и частоты дыхания и предназначенных для применения на той или иной стадии терапии. Так, медленное и глубокое дыхание применяется, как правило, в начале процесса вайвэйшн и приводит к измененному состоянию сознания. Быстрое и глубокое дыхание применяется в середине терапии и служит для повышения интенсивности происходящего процесса, увеличения степени эмоционального вовлечения, усиления физических ощущений. Быстрое поверхностное дыхание используется на пике переживаний при переполнении чувствами или при чрезмерных физических напряжениях и помогает быстро выйти из проблемной ситуации.


Медленное поверхностное дыхание применяется на завершающей фазе терапии, после наступления интеграции проявившегося негативного опыта с сознанием. В соответствии со вторым элементом (полное расслабление) для лучшей активизации проблемного неосознаваемого материала требуется максимально расслабить свое тело. Третий элемент (тотальное внимание, или детальное осознание) подчеркивает важность полной и глубокой рефлексии любых проявлений внутреннего состояния: физических ощущений, эмоциональных переживаний, мысленных звуковых образов и т. п. Четвертый элемент (гибкость контекста, или интеграция в экстазе) заключается в поиске и выборе такого контекста восприятия негативных переживаний, который позволяет безусловно принять любое возникающее ощущение с любовью и радостью и быть ему благодарным за то, что оно больше не подавлено. Одной из главных особенностей вайвэйшн является культивирование экстатических состояний, в частности через формирование экстатического восприятия мира, порождающего переживание реальности как «океана блаженства». Применяя пятый элемент (активное доверие, или делайте то, что вы делаете, потому что работает абсолютно всё), следует доверять себе, инструктору, процессу терапии, при условии активного поиска своего собственного, индивидуального режима внутренней работы, приносящего максимальную эффективность. Вайвэйшн лежит в основе другой модификации Р. – методики свободного дыхания, которая представляет собой форму психотренинга и систему саморегуляции, применяемую в рамках экзистенциально-гуманистического подхода и основанную на использовании интенсивного связного дыхания для достижения состояния интеграции, разрешения актуальных психологических и психосоматических проблем, творческого развития личности. Свободное дыхание сохраняет требование вайвэйшн о неукоснительном соблюдении пяти элементов процесса терапии, необходимых для принятия и осознания индивидом своего внутреннего опыта. В отличие от вайвэйшн, в свободном дыхании для выполнения этих элементов активно применяются специальные приемы взаимодействия с ощущениями, эмоциями, обра-


зами, заимствованные из различных психотерапевтических направлений (психоанализа, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, нейролингвисти-ческого программирования, психосинтеза и др.) и духовных традиций (шаманских, суфийских, эзотерических ритуалов и техник; медитативных даосских, тантрист-ских, буддийских и т. п.). Такая эклектичность используемых в свободном дыхании подходов и воздействий направлена на создание условий проведения психокоррекции в измененных состояниях сознания, максимально способствующих самореализации личности, достижению ею состояния полноты и целостности жизни.

РЕВЕРБЕРАЦИЯ – «внутреннее эхо» замкнутых пространств, эффект отраженных от стен звуковых волн, воспринимаемых слушателем. Р. имеет большое значение в архитектурной акустике (проектирование концертных залов, аудиторий и т. п.), а также в психофизических измерениях.

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ (от лат. ге-capitulatio – повторение) в биологии – явление повторения в индивидуальном развитии высших органических форм признаков их предков.

Открытие явлений Р. имело большое значение для доказательства идей Ч. Дарвина. Обобщив ряд наглядных доказательств эволюции, Э. Геккель сформулировал биогенетический закон: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

РЕКРУТМЕНТ (от англ, гес-rutment – пополнение, вовлечение) – неравномерное нарастание воспринимаемой громкости. Явление Р. первоначально было обнаружено в некоторых случаях снижения слуховой чувствительности, г. о. при нарушениях слуха, связанных с поражением клеток кортиева органа. Оно заключается в том, что звуковые раздражители воспринимаются такими же или даже более громкими, чем при нормальном слухе. Р. сопровождается нарушениями адаптации к звукам разной громкости, слуховой оценки направления на источник звука, восприятия и воспроизведения речи. Предполагается, что в основе Р. лежит



нейрофизиологический процесс вовлечения в реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большого числа нейронов слухового анализатора. Явление Р. было обнаружено также при некоторых поражениях кожного и зрительного анализаторов.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) – общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Возможна долговременная Р. (во время сна, гипноза, при некоторых фармакологических воздействиях) и относительно кратковременная, в т. ч. периодическая Р., чередующаяся с напряжением.

В целом ряде случаев Р. оказывается необходимой, и разрабатываются специальные приемы ее обеспечения. Так, частичная или периодическая Р. – непременное условие всякой спортивной тренировки; Р. мышц речевого аппарата необходима для логопедических корректирующих упражнений; общая Р. – обязательная стадия самогипноза и т. «. Наиболее известными способами вызывания полной или частичной Р. являются аутогенная тренировка, гипноз и двигательная терапия. В последние годы для обеспечения наступления Р. широко применяются разнообразные варианты биологической обратной связи.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – (от лат. remmscor – припоминаю) – отсроченное воспроизведение того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось). В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Р. проявляется при работе с логически связанным материалом, большим по объему и оказывающим эмоциональное воздействие на человека. Р. чаще встречается в дошкольном возрасте, у младших школьников, чем у уч-ся старших


классов и взрослых. В проявлениях Р. у разных людей наблюдаются индивидуальные особенности.

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (обратно действующее торможение) – отрицательное влияние деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. Р. т. тем сильнее, чем больше сходства между деятельностью заучивания и последующей деятельностью как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Вместе с тем Р. т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалах увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов.

Р. т. возникает также тогда, когда деятельность, выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями. В этом случае механизм Р. т. – запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов. Р. т. в ряде случаев выступает совместно с проективным торможением (см.).

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro – назад и specto – смотрю) – обзор прошедших событий, мысленное обращение к прошлому, в частности к своим переживаниям, поступкам и действиям.

РЕФЛЕКС (от лат. reflexus – обращенный, отраженный) – ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредствованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секреции и т. п. Идея о Р. была выдвинута Р.Декартом в первой половине XVII в., а спустя столетие был предложен и термин «Р.». Р. делятся на условные и безусловные (см.).

РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО –

фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла четырех составляющих: афферентации (Afj), центрального управления (CCS), эфферентации (Eff) и движущейся системы (Mot). Впервые подроб-



но изучено Я. А. Бертитейном, предложившим следующую обобщенную модель Р. к.:

Процессы в
центральных
замыкательных
системах,
реализующих
сенсорные
Эффекторый нервный процесс и возбудительный процесс в мышце, характеризуемый ее биоэлектриче- коррекции Отображение результирующего движения в афферентаци-онной импульсации
CCS Eff Aff
скими потенциалами Mot  
Динамическое
напряжение в мышце, общее
силовое поле на
периферии и
результирующее
движение органа

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ – естественнонаучное направление в русле психологии начала XX в., основоположником которого был В. М. Бехтерев. На разработку рефлексологической теории оказали влияние идеи И. М. Сеченова о рефлекторной природе психической деятельности. Предметом изучения для Р. являлись все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Р. стремилась использовать исключительно объективные методы исследования, соотнося рефлексы с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальным источником возникновения рефлексов. Р. стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами, используя для объяснения психических явлений данные физиологии высшей нервной деятельности, результаты неврологических исследований.

Р. занимала передовые позиции в науке по сравнению с субъективно-идеалистической психологией. Однако, критикуя взгляды представителей субъективистской психологии, Р. оставалась на позициях механицизма, по существу рассматривая психические процессы как сопутствующие актам поведения. Решающую роль в рефлекторном акте (см. Рефлекс) Р. отводила третьему его звену – движению – в ущерб центральному психическому эле-


менту. Тем самым она игнорировала проблему сознания и лишалась возможности дать адекватный анализ сколько-нибудь сложных психологических проблем. Основная предпосылка возникновения Р. (как и бихевиоризма) – построение «психологии без души» – была по существу одной из форм субъективистского понимания психики.

Возникнув первоначально в области психологии, Р. затем проникла в смежные науки, в т. ч. в педагогику. Р. оказала влияние на педологию и педагогическую психологию, способствуя возникновению упрощенно-механистического понимания поведения ребенка. Р. обосновывала законы поведения детского коллектива механистическими законами «коллективной рефлексологии», фактически являвшейся одним из вариантов вульгарной психологизации социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: