Психотропные средст-

ВА – различные по химическому строению лекарственные препараты, воздействующие на психическую, эмоциональную и поведенческую сферы животных и человека. К П. с. относят: нейролептики, которые, угнетая ретикулярную формацию мозга и воздействуя на возникновение и скорость проведения возбуждения в различных отделах нервной системы, обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность, что обусловливает их широкое применение в психиатрии; транквилизаторы, под влиянием которых снижается возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, т. е. уменьшается эмоциональная напряженность, чувство тревоги и т. д., что позволяет с успехом использовать их при лечении различных неврозов и неврозоподобных синдромов; седативные средства – препараты валерианы, бромиды и др. – влияют на Ц. н. с., снижая процессы возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов, используются для терапии различных невротических расстройств; антидепрессанты (трициклические и ингибиторы фермента моноаминоксадазы и др.), которые


тонизируют Ц. н. с., стимулируют ад-ренэргические процессы в мозге за счет различного по механизму блокирования инактивации норадреналина, влияют на обмен серотонина, применяются для лечения депрессивных состояний, улучшения общего психического статуса; психостимуляторы – производные пурина, сиднони-мина и др. – усиливают процессы возбуждения в коре головного мозга, воздействуют на обмен норадреналина и тем самым на скорость синаптической передачи ис-пульсов (применение психостимуляторов ведет к повышению умственной и физической работоспособности, уменьшению утомляемости и сонливости, улучшению настроения); психотомиметики – меска-лин, псилоцибин и др. – вызывают разнообразные галлюцинации, бредовые расстройства, но механизм их действия изучен недостаточно и применение ограничено экспериментальными целями.

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ (от

греч. psyche – дыхание, душа, phar-makon – лекарство, logos – слово, наука) – раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на Ц. н. с., психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических заболеваний.

П. изучает влияние препаратов на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ, вызванные потенциалы, миограмма, кожно-галь-ваническая реакция и др.). Основная задача клинической П. – повышение эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализация фармакотерапии психических заболеваний. Экспериментальная П. изучает влияние химических веществ на Ц. н. с. животных с целью поиска новых психотропных средств, а также исследует механизмы действия известных средств иа молекулярном и клеточном уровнях. Один из разделов П. изучает фармакокинетшсу психотропных средств, их судьбу в организме: всасывание из места введения, динамику распределения по органам и тканям, биотрансформацию и др.

ПСИХОФИЗИКА – одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений



человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология).

П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило начало экспериментальной психологии.

В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о психофизических функциях, причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма – моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивене).

Принято различать классическую и т. н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсив-


ности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуации этих шумов (см. Теория обнаружения сигнала), в то время как классическая П. утверждает, что единственным источником возбуждения сенсорной системы является действие раздражителя. Соответственно этому современная П. рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве сенсорно обусловленного ответа наблюдателя; классическая П. – как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами.

В области измерения вышепороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. Закон Фехнера). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения величины ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся субъективные сенсорные шкалы. Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. Закон Спшвенса).

Термины «классическая П.» и «современная П.» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.

В некоторых зарубежных работах-мож-но встретить подразделение П. (по методологическому принципу) на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая П. отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят, во-первых, субъективные сенсорные шкалы, а во-вторых, в соответствии с широким толкованием предмет» П., субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.

П. включает несколько областей исследования.

П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов (см. Нейроны-детекторы).

П. речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигатель-ного анализатора, а также выявление специфических паттернов нейронной активности некоторых подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербальных раздражителей.

П. эмоций исследует нейрогумораль-ные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.

П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических и др. реакций). П. внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса (см.) и второй сигнальной системы (см.).

П. произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей пси-


хики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. В развитии дифференциальной П. В. М. Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицынский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в П. (см. также Методы электрофизиологические).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА – направление в психофизиологии, возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии; изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга.

Нарушения высших психических функций: речи (см. Афазия), различных видов восприятия (см. Агнозия), памяти (см. Памяти расстройства), произвольных движений и действий (см. Апраксин) и др. – обусловлены расстройствами физиологических процессов в пораженных участках мозга и всего полушария или обоих полушарий в целом. Изучение этих физиологических процессов и составляет основную задачу П. л. п. г. м.

П. л. п. г. м. изучает физиологические механизмы нейропсихологического синдрома в целом (см. Синдромы нейропсихоло-гические), обусловленного нарушением общего звена нескольких функциональных систем (см. Локализация высших психических функций), а также физиологические механизмы нарушения отдельных психических функций (речевых и неречевых).

П. л. п. г. м. использует современные электрофизиологические методы исследования: анализ спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов и др. Основным методическим приемом является сравнительное изучение биоэлектрических процессов, характеризующих состояние покоя и определенной психической деятельности (типа решения гностических, мнестических, интеллектуальных задач и т. п.), что позволяет выделить характерные изменения физиологических процессов, достоверно коррелирующие с нарушениями высших психических функций.

Исследования в области П. л. п. г. м. показали, что расстройства психических



процессов (внимания, памяти, восприятия, произвольных движений, эмоциональных реакций и др.) достоверно коррелируют с различными нарушениями физиологических процессов, и прежде всего с расстройствами в протекании процессов неспецифической активации – генерализованных и локальных.

Генерализованные процессы неспецифической активации, сопровождающие протекание любой психической функции и связанные с активным включением в деятельность, нарушаются при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области, что приводит к изменениям динамики протекания всех психических функций и обусловливает характерные для этих поражений мо-дально-неспецифические расстройства памяти и внимания. Локальные избирательные изменения биоэлектрической активности мозга, характерные для протекания психических функций в норме, проявляющиеся только в определенных областях коры больших полушарий и связанные со спецификой выполняемой психической деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов неспецифических срединных структур (медио-базальных отделов лобных и височных долей мозга). Поражение этих отделов мозга ведет к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой регуляции.

Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает современные представления о системной организации физиологических процессов, лежащих в основе психических функций, и вносит тем самым вклад в разработку психофизиологической проблемы.

Практическое значение П. л. п. г. м. состоит в разработке методов диагностики поражений мозга и оценки динамики до-операционного и послеоперационного состояний больного.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛА – недискретная модель работы сенсорной системы, построенная на основе принципов, заимствованных из


теории обнаружения сигнала (ТОС). Применительно к описанию работы сенсорной системы эта модель строится так, что показываемый испытуемым результат определяется двумя факторами: 1) взаимоположением двух распределений – шумового (спонтанного возбуждения в сенсорной системе) и сигнального (возбуждения, вызванного раздражителем и наложенного на спонтанное возбуждение); 2) местом локализации критерия принятия решения, выбранного испытуемым на оси сенсорных состояний.

Поскольку как сигнальное, так и шумовое распределение считается непрерывным, а у испытуемого предполагается способность широко перемещать точку локализации критерия принятия решения вдоль оси сенсорных состояний, постольку понятие сенсорного порога как нижней границы чувствительности является для рассматриваемой модели излишним. Т. о., модель работы сенсорной системы строится на основе приложения ТОС к психофизическим проблемам и является примером реализации принципа непрерывности в построении субъективного ряда (см. Порог сенсорный).

Из положений П. м. т. о. с. вытекают определенные предсказания относительно формы кривой РХП (рабочей характеристики приемника).

Однако экспериментальная проверка этой модели дала в ряде случаев отступления формы кривой РХП от теоретически предсказанной. Для объяснения этих экспериментальных результатов некоторые психофизики, использующие ТОС (Дж. Свете и др.), были вынуждены допустить существование сенсорного порога, локализованного, однако, много ниже, чем это предполагалось классической психофизикой, а именно в области математического ожидания шумового распределения. Этот порог был назван низким порогом, в отличие от высокого порога, получившего обоснование в теориях Г. Фехнера и Г. рлэквелла (см. Пороговая теория Фехнера, Высокопороговая теория).

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (сенсометрические методы) – собирательное понятие, служащее для обозначения совокупности методов, применяемых при построении субъективных шкал


и измерении чувствительности сенсорных систем. Наиболее распространенные среди последних: метод вынужденного выбора (см.), метод минимальных изменений (см.), метод постоянных раздражителей (см.), Метод оценки (см.).

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ т- дуалистическая трактовка психофизической проблемы, исходящая из того, что психические и физиологические процессы протекают рядополож-но или как бы параллельно друг другу, но не взаимодействуют между собой.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ: 1) организованная в систему совокупность средств (органов) управления; 2) совокупность средств отображения (индикации) и органов управления, объединенная в систему в соответствии со структурой управляемого объекта, задачами оператора и с учетом психофизиологических характеристик человека (в этом значении используется и понятие «щит управления»). П. у. является основным орудием выполнения оператором функций управления системой «человек – машина».

Создание П. у. (в первом значении) связано с решением след, вопросов: 1) общая структура П. у.; согласование структуры П. у. со структурой панели информации; 2) пространственная организация (размещение) органов управления и их групп; при этом следует исходить из таких принципов: а) органы управления находятся в пределах досягаемости оператора; б) в оптимальной рабочей зоне располагаются аварийные, наиболее важные и часто используемые органы управления; в) порядок расположения органов управления соответствует порядку выполнения действий; 3) оптимальное разнообразие органов управления; при этом необходимо учитывать ряд требований: а) общее количество типов органов управления, используемых на П. у., должно быть ограниченным; б) органы управления одного типа (напр., одной формы) должны использоваться для выполнения одинаковых функций; в) при значительном числе расположенных рядом однотипных органов управления желательно ввести для их лучшего различения дополнительные признаки (цветовые, пространственные и т. п.).


Оптимальное конструирование П. у. (во втором значении) предполагает:

1) установление структурного соответствия функционально связанных индикаторов и органов управления путем создания одинакового «рисунка» расположения средств индикации и управления, органов управления рядом с соответствующими им индикаторами; совмещения органа управления и индикатора в одном устройстве (напр., при аварийной сигнализации);

2) соблюдение единого принципа при компоновке средств индикации и органов управления (напр., особое выделение органов управления, соответствующих «значимым» индикаторам).

Конструкция П. у. в обоих случаях должна обеспечить условия достижения оператором требуемых скорости и точности управляющих действий, а также ограничить число факторов, способствующих утомлению оператора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: