Теменной синдром – СМ

Синдромы нейропсихояогические.

ТЕМПЕРАМЕНТ – (от лат. emperamentum – надлежащее соотноше-ше частей) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно-(гей личности, характеризующих различ-1ые стороны динамики психической деятельности.

Понятие «Т.» возникло на основе уче-гия древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про-горция четырех элементов, из которых ясобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных бо-тезней. Свойства Т. – индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте-гень устойчивости чувств, напряженность юлевого усилия и др., относящиеся ко кем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а следовательно, и указанные выше свойст-m Т. могут быть связаны с др. психологи-чхкими условиями – настроением, мотавши деятельности, поставленной задачей ит. п. Вместе с тем свойства Т. – это наи-бэлее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, Ч1сто всю жизнь, а динамические особен-гости, зависящие не от Т., гораздо менее уггойчивы.

Различные сочетания закономерно свя-зшных между собой свойств Т. называют тшами Т. В психологии принято пользо-вггься гиппократовой классификацией ти-гов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складыва-кгся на'основе характерных для него пси-хотогических особенностей. Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, срав-нггельно легко переживающий неудачи и шприятности. Медлительного, невозмути-Mjro человека с устойчивыми стремления-Mi и более или менее постоянным настрое-шем, со слабым внешним выражением ду-цбвных состояний называют флегматиком. Холерик – человек быстрый, поры-В1СТЫЙ, способный отдаваться делу с иск-лпчительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоцио-


нальным вспышкам, резким сменам настроения. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между которыми возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных свойств Т. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анато-
мо-физиологических особенностей.

Я. Я. Павлов и его последователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа Т. от общего типа нервной системы. Имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа Т. и от анато-мо-физиологических особенностей всего организма в целом. Каждое отдельное свойство Т. зависит от нескольких физиологических свойств общего типа нервной системы. Точно так же от какого-либо одного физиологического свойства общего типа нервной системы зависит несколько различных свойств Т. Лишь типу нервной системы в целом соответствует определенный тип Т. Поэтому, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать физиологические свойства его общего типа нервной системы; необходимо провести психологическое исследование.

Тип Т., как и врожденный тип нервной системы, от которого он зависит, может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа Т. в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия воспитания. Вопрос о степени изменения отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследован.

Т. человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного* Т. могут обладать одной и той же социально-



нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового Т. могут быть очень различными по своей социально-нравственной ценности.

Т. не предопределяет также черт характера, но между Т. и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От Т. зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Напр., общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика – в длительности и устойчивости его привязанности к своим товарищам и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д. Т. влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства Т. способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. Поэтому в зависимости от типа Т. ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений Т. от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления Т.

Т. не определяет уровня общих или специальных (напр., профессиональных) способностей. Те или иные свойства Т. в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль – это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.


Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодными для данной профессии.

Т. о., ни одна сторона личности – ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей – не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа Т.

ТЕМПЕРАМЕНТА МАСКИРОВКА – проявления, замещающие в определенной обстановке индивидуальные особенности темперамента; обусловлены они бывают мотивами, чертами характера, привычками и навыками поведения человека. Так, благодаря осознанию ответственности и дисциплинированности холерик вместо присущей ему вспыльчивости и несдержанности может проявить сдержанность и самообладание. Т. м. имеет большое значение в воспитании; она содействует преодолению отрицательных проявлений темперамента.

ТЕМПЕРАТУРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – афферентное звено рефлекторных реакций сохранения теплового баланса организма и среды, таких, как озноб, изменение скорости кровотока, потоотделение и т. д. Информация о температуре поступает в Ц. н. с. от специализированных рецепторов.

Рецепторы Т. ч., так же как и болевой, представляют собой свободные окончания тонких нервных волокон. Они находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой. Нервные окончания расположены как в волосяных, так и в безволосых участках тела. Во втором случае они оканчиваются в состоящих из соединительной ткани капсулах. Однако, как показывают исследования, Т. ч. одинаково высока в обоих случаях. Поэтому вопрос о механизме, лежащем в основе температурных ощущений, столь же не ясен, как аналогичные вопросы для болевой, вкусовой или обонятельной чувствительности.

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения тепла и холода; разновидность кожных ощущений (см. Кожный анализатор).



ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ – в когнитивной психоло-•ии теория, в которой обосновывается су-цествование двух взаимодействующих си-ггем памяти: образной и словесной. При >бработке информации работают обе сис-гемы, но преимуществом в запоминании)бладает тот материал, который представки как в образной, так и в словесной фор-ле (конкретные слова запоминаются луч-пе, чем абстрактные) (A. Paivio).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: